Образ здоровья
ИСТОРИЯ МИКРОЭЛЕКТРОНИКА – 82
26.01.2014     3958    0

МИКРОЭЛЕКТРОНИКА – 82

ИСТОРИЯ ЗЕЛЕНОГРАДА. КРАТКИЙ КУРС – 1982 год 

В 1982 году лаборатория вычислительной техники МИЭТ под руководством молодого профессора Владимира Александровича Бархоткина выпустила первую серийную партию вычислителей 1В521 для пунктов разведки и управления огнем батареи артиллерии ВДВ и – передала в серийное производство цифровую вычислительную систему управления огнем зенитной самоходной установки «Тунгуска». 

В 1982 году НИИМЭ с заводом «Микрон» разработали и организовали промышленный выпуск запоминающих устройств четвертого поколения 556 РТ7(на СБИС – сверхбыстродействующих интегральных схемах) с приемкой генерального заказчика для крылатых ракет, космических систем и суперкомпьютера «Эльбрус». 

Зеленоградские микроэлектронные устройства успешно используются, как и в прежние годы, в космических программах. 1 и 5 марта 1982 года советские автоматические межпланетные станции «Венера-13» и «Венера-14» достигли планеты Венера («привенерились»). Их спускаемые аппараты вошли в атмосферу Венеры и совершили мягкую посадку на ее поверхность. 

Для выполнения научной программы на каждой станции было установлено по 14 приборов. Исследования были направлены на изучение структуры и динамики атмосферы, ее химического состава, характеристик аэрозольной среды, структуры и состава облачного слоя, химического состава и физических характеристик поверхностного грунта, строения поверхности по панорамам. Была предпринята также попытка зарегистрировать сейсмические явления на Венере. Отметим, что большинство электронных приборов было зеленоградского производства. 

Идея микроэлектроники не была очевидной для большинства - даже не обывателей - а, скорее, для самих электронщиков. 

Поэтому МЭП в 1982 году образовало при крупных объединениях, занимающихся разработкой и производством СБИС, консультационно-технические центры (КТЦ) по микропроцессорной технике. Всего таких центров было 10: центральный – в Москве, а также 9 региональных – один из них в Зеленограде (корпус 102). Фактически именно наш центр привлекал наибольшее внимание инженеров всего СССР. 

МИЭТ благоустраивает свое студенческое общежитие: в 1982 году введен в эксплуатацию корпус-вставка 06 для аспирантов и семейных студентов; этот корпус связал все студенческое общежитие в единый комплекс – студенческий городок. Тогда же студгородок МИЭТ был официально признан отдельным подразделением МИЭТ. В студгородке на площади 1132 кв.м. был открыт филиал библиотеки МИЭТ с двумя читальными залами на 200 мест. 

16 июля 1982 года перед центральным зданием МИЭТ состоялось торжественное открытие бронзового бюста дважды Героя Социалистического Труда , первого министра электронной промышленности СССР Александра Ивановича Шокина, основателя зеленоградской электроники. А.И. Шокин был дважды, в 1975 и 1979 годах, удостоен звания Героя Социалистического Труда за выдающиеся заслуги в развитии электронной промышленности. Авторы этого художественного произведения - скульптор Исаак Бродский (ранее он создал памятник Лермонтову в Москве) и архитектор Игорь Покровский (см.: Р.Ф. Кожевников. Скульптурные памятники Москвы. М.: Московский рабочий, 1983, стр.71-72). Некоторые журналисты ошибаются, датируя открытие памятника 1984 годом. 

Ритм города-82 

Если на электронику государство денег не жалело, то создание мест отдыха длилось десятилетиями. 

В июле 1982 года завершились работы по благоустройству оздоровительного лагеря «Волна» завода «Элион» (первый заезд детей был уже летом следующего, 1983 года). Строительство лагеря началось еще в 1968 году, когда в Конаковском районе Калининской (сейчас - Тверской) области на живописном берегу Иваньковского водохранилища было выбрано место для будущего лагеря. 

Трудная и многолетняя эпопея строительства была всё же завершена благодаря усилиям директора завода «Элион» Михаила Георгиевича Язова, председателя профкома Юрия Андреевича Аникина и директора комплекса «Волна» Дмитрия Николаевича Фомина. Про последнего старожилы рассказывали, что, даже будучи очень больным человеком, он передвигался по лагерю в инвалидной коляске и при этом держал всё в своих руках и обеспечивал твердый порядок. 

Аналогичная ситуация сложилась с оздоровительным лагерем «Заря» НИИМЭ и завода «Микрон». В 1972 году под строительство лагеря отвели землю, и лишь в 1982 году в построенные корпуса (лагерь тогда назывался «Восход») впервые заселились дети. 

4 апреля 1982 года в 3-м микрорайоне Зеленограда открылся молодежный развлекательный клуб «Полином». 

Летом 1982 года началось строительство нового перехода под железной дорогой у станции Крюково. Переход строили долго, с перерывами и безо всякой помпы открыли в ноябре 1985 года. 

В 1970-1980-х годах архитектура и зеленые массивы Зеленограда стали привлекать внимание кинорежиссеров: эпизоды более чем в десятке фильмов содержат реалии нашего города. Так, в 1982 году на экраны вышел фильм «Возвращение резидента». В Зеленограде съемки велись в пятом микрорайоне (у торгового центра). В кадрах виден 5-й торговый центр (проход слева), прямо – здание опорного пункта милиции и школы бокса, небольшое строение для приема макулатуры. 

В моем архиве сохранилась газета «Московская правда» от 15 февраля 1983 года со статьей «Ребята из «Орбиты»» (автор – Т. Андреева). В статье рассказывается о буднях детской хоккейной команды «Орбита», тренировавшейся на хоккейной площадке 1-го микрорайона (что между корпусами 158 и 165). Привожу выдержки из статьи: 
«Окруженная с трех сторон лесом, хоккейная площадка на окраине Зеленограда никогда не пустует… Как и все, наверное, жители Зеленограда, я не раз слышала о юных хоккеистах «Орбиты». За десять лет (а именно столько времени существует клуб) завоевано множество спортивных наград и громких для их возраста титулов. Только в прошлом (1982 – И.Б.) году они стали чемпионами «Золотой шайбы» сначала Зеленограда, затем – Москвы и страны. 
…Само по себе помещение, инвентарь, даже кружки и секции – это еще не клуб. Должен быть человек, который найдет главное дело, вдохнет в него душу, сумеет стать для ребят старшим товарищем, примером в жизни. Таким человеком в клубе «Орбита» от зеленоградской ЖЭК-10 стал Николай Федорович Новожилов. В прошлом игрок, а ныне тренер московского «Динамо», Новожилов все свободное время отдает детям. 
- И не свободное тоже, - смеется Николай… - В то время (1972-1973 гг. – И.Б.) я работал в комсомольском оперативном отряде и попросил, чтобы мне поручили работу с детьми в своем микрорайоне. Прошло десять лет, и, поверьте, постоянно, каждый день чувствую, что не зря живу, что ребятам я нужен. Знаете ли, просто слышать не могу, когда в очередной раз ругают подростков, браня молодежь, что, дескать, «не такие» они нынче. Да ведь от каждого из нас, в том числе и от тех, кто недоволен, зависит, чтобы ребята были «такие». 
…У входа на площадку появился мужчина с лопатой и начал расчищать дорожку, ведущую к катку. 
- Помочь пришли?
- Да я здесь, можно сказать, свой, - улыбается Юрий Пахилов. – Член родительского актива. Видим же, как Новожилов для наших ребят старается, вот и решили хоть часть забот с него снять каток залить, снег почистить, форму ребятам отремонтировать, клюшки починить, да мало ли что бывает нужно… Когда в «Орбите» праздники, а ребята отмечают вместе даже дни рождения, наши мамы хозяйничают – пекут пироги, устраивают чаепитие. 
Учителя 804-й и 842-й школ, где учатся ребята из «Орбиты», отмечают, что те не только физически развиты лучше своих одноклассников, но и серьезнее, организованнее, эрудированнее их. Особо удивляться, кстати, тут нечему: они привыкли беречь время, уважать коллектив, помогать товарищам – этому учит хоккей... 
120 зеленоградских ребят из «Орбиты» объединяет в первую очередь любовь к хоккею, но интересы их простираются намного дальше бортов хоккейной коробки». 

В 1982 году в сборнике статей «Русский город (исследования и материалы)» (вып.5, МГУ) была опубликована статья доктора исторических наук Георгия Васильевича Ильина под названием «Зеленоград (возникновение и развитие)». Это – первая серьезная научная публикация по истории нашего города. 

«ПОЭМИМЫ» - зеленоградский театр 

«Поэмимы» - это наш любимый зеленоградский театр… Как он возник? В 1982 году чета Гермони – Елена Сергеевна и Василий Вильгельмович – закончили режиссерский факультет Института культуры по классу Семена Баркана. Попали они в институт разными путями… 

Василий Гермони имел уже к тому времени за плечами 5 лет в театральной студии Гродно и работу в концертной студии Останкино, был в городе Лобня на телевидении звукооператором. Еще в детстве он полюбил театр, участвовал в любительских спектаклях, писал музыку, поэтому и поступил в Институт культуры. 

Лена родилась в Иванове. Ее родители хотели, чтобы она училась в каком-нибудь солидном вузе, но Лена решила по-своему: тайком подала документы в культпросветучилище на театральное отделение. Родителям пришлось смириться… На третьем курсе ей очень повезло. Лену увидела Регина Гринберг, режиссер одного из лучших тогда в стране Ивановского молодежного театра. К ним на гастроли приезжали Вознесенский, Евтушенко, Окуджава – театр часто обращался к поэзии, скульптор Эрнст Неизвестный оформлял спектакли. Семен Аркадьевич Баркан, придя на их московские гастроли, предложил Лене поступить к нему на курс. Там и познакомилась она с Василием Гермони, а вскоре они поженились. 

Зеленоград вошел в их жизнь, когда пришла пора появиться на свет их первенцу, Антону. Лену привезли в зеленоградский роддом, и Василий, навещая ее, все время восхищался необычайно красивым городом. Поэтому, когда Лена должна была ставить дипломный спектакль и ей предложили студенческий агиттеатр МИЭТа, супруги без раздумий отправились в Зеленоград. Здесь их тепло приняла тогдашний директор институтского клуба Татьяна Васильевна Стрельникова

Первая постановка Василия и Елены осуществлялась как бы под невидимым влиянием Регины Гринберг – это была поэтическая композиция «Дерево Дружбы» (по стихам советских поэтов). Тогда как раз отмечалось 60-летие образования СССР. 

Премьера спектакля состоялась 25 декабря 1982 года. Эта дата стала днем рождения нового театра, получившего название «Поэмимы». Это название, выражающее поэтическую сущность театра, было взято из стихов Андрея Вознесенского
Мы пришли на именины 
- Поэмимы, поэмимы. 
Мамы – рифмы, папы – мимы. 
Получились ПОЭМИМЫ. 

На фестивале в Москве за дебютный спектакль «Дерево Дружбы» коллектив только что возникшего театра был удостоен диплома. 

Вспоминает Елена Гермони: «Необходимо было набрать коллектив. Мы с секретарем комитета комсомола ходили по аудиториям института. Я говорила: «Ребята! У нас организовывается новый театральный коллектив! Вы будете проходить практику!». 

Тогда существовала «практика» - общественно-полезный труд, все студенты должны были где-то работать – или в клубе, или в институте – на кафедре, в комсомоле, в профкоме. 

К нам стали приходить ребята. Первыми пришли три робкие девушки-студентки – Марина Бабанова, Наталья Васильченко, и Нина Зяблицева. Я тогда слегка расстроилась, - думала, что в театре захотят играть одни девчонки. Но следом появились Игорь Кузяев, Олег Головин, потом – Андрей Москаленко и Вячеслав Фокин. Я им рассказываю о планах театра, а они слушают вполуха, а сами едят сухую картошку и запивают кока-колой. Впоследствии те самые студенты и явились костяком театра – Олег Головин, Игорь Кузяев. Игорь ездит из Томилина. Не раз зарекался бросить, но начинается репетиция нового спектакля, и Игорь – опять здесь». 

В следующем, 1983-ем, году были поставлены спектакли «Команда» по пьесе Н. Злотникова и «Прикосновение» Р. Ибрагимбекова – дипломные работы Василия Гермони. Между прочим, спектакль «Прикосновение» составил известность студентке 4-го курса факультета МП МИЭТ Нане Арустамовой (роль Адалат). 

В 1984 году труппой театра были поставлены «Время пик», «Ящерица» А. Володина. В 1985 году на фестивале в Москве постановка «Зойкина квартира» по М. Булгакову принесла коллективу звание лауреата. 

Есть у них спектакли, что называется, этапные, которые надолго остаются в репертуаре и с которыми связаны самые счастливые воспоминания, как, например, с «Ящерицей» по пьесе Александра Володина. Так получилось, что в том сезоне в Москве шли аж три варианта пьесы. Но Володин, естественно, побывал в Зеленограде, и ему настолько понравилась пьеса в прочтении супругов Гермони, что он даже включил слайды спектакля в учебный фильм по собственной драматургии.

Игорь Быстров, обозреватель "Зеленоград сегодня"
Фото кадр из кинофильма "Возвращение резидента"
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ