Образ здоровья
ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ ЗЕЛЕНОГРАДСКОЙ  Фото mos.ru
25.07.2022     3392    0

ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ ЗЕЛЕНОГРАДСКОЙ

Чтобы лучше понять, как обустраивалась земля зеленоградская в прошлом и как формировался менталитет жителей, рассмотрим три части современного Зеленограда – это районы « Крюково», «Старое Крюково» и новый город – «Матушкино и Савелки». Развивались они по-разному, что связано непосредственно с характером и деяниями людей, испокон веков жившим на этой территории. Начнем с района «Крюково».

14 августа 1678 г. состоялось первое богослужение в Спасской церкви крошечного села Андреевка. С тех далеких пор храм никогда не прерывал богослужения, даже в период Советской власти, которая, объявив гонения на церковь и ее служителей, уничтожила их во всей округе. Почти 340 лет Спасский храм посетило 14 поколений. Первые прихожане жили в отдаленных (по тем временам), малообжитых местах. Они протаптывали тропинки, которые с течением времени превращались в проселочные дороги, ведущие к Храму.

История создания Спасской церкви связана с деятельностью второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича (отца Петра 1). Жить и править ему пришлось во времена, которые вошли в историю, как «бунташный ХУП век». Истоки его исходят из многолетней Смуты (рубеж ХУ1-ХУП вв.). (Историки называют этот период первой гражданской войной в России.) Разоренная после многолетней смуты , польско-литовской интервенции, страна столкнулась с тяжелейшими последствиями. Абсолютное обнищание народа провоцировало беспорядки, разбой, грабежи, открытые бунты и восстания, неуважительным отношением как к власти, так и церкви. Русское государство нуждалось в правителе, способном разработать и провести в жизнь политику, которая бы «работало» на историческую перспективу. Вскоре после восшествия на престол вокруг царя образовался круг лиц, главным образом духовного звания, которые называли себя «ревнителя древнего благочестия». Подобные кружки возникали и в других городах . Члены их старались поднять авторитет церкви, ее влияние на народ. Пытались возродить искусство проповеди, осуществить широкую издательскую программу по вопросам религиозно-просветительской литературы с целью повышения нравственности общества. В период правления Александра Михайловича был осуществлен ряд реформ, оставивших глубоки след в русской истории. Стремясь снизить социальную напряженность общества, царь при активной поддержке приближенных утверждает первый в истории России систематизированный Закон «Соборное Уложение 1649 года». В нем нашли отражение вопросы государственного, административного, гражданского и уголовного права (государство, суды, , вооруженные силы, крепостническая зависимость). Особой строкой Закон выделил защиту чести и достоинства церкви. Самым страшным преступлением, согласно Закону, считалось богохульство, за которое полагалось наказание смертью. Смертная казнь распространялась и на тех, кто бесчинствовал и устраивал беспорядки в храмах. За свою короткую жизнь он построил в Москве 24 церкви.

Не трудно догадаться, что царь при выборе своих придворных руководствовался правилом – видеть рядом с собой людей, которые не только понимают логику его мыслей и поступков, но и готовы практически воплощать его замыслы.. Таким человеком и был наш предок, построивший Спасский храм, Иван Григорьевич Неронов.

Что мы о нем знаем? Архивные данные скудные, но и они позволяют понять, откуда у него появилось желание истратить собственные средства на строительство именно церкви: это был высоконравственный умный человек, понявший и поддержавший молодого царя в его начинаниях, К тому же его отличало от многих его современников, близких к царскому двору, бескорыстие и непререкаемый авторитет. Именно за эти качества он получает придворный чин стольника. Стольники обычно прислуживали царям во время торжественных трапез, сопровождали их в поездках, на охоте и т.д. Близость ко двору позволяла Ивану Григорьевичу Неронову не только знать государственную политику, но и активно участвовать в ее реализации, в частности, в строительстве церквей. Но для этого нужны были средства и немалые. Он их в течение 45 лет «зарабатывал». Этот факт из его биографии свидетельствует о целеустремленности нашего предка. С чего он начал? В 1631 году от своего отца получил в наследство скромную вотчину: деревню Андреевскую (здесь был всего один двор с деловыми людьми) и Овсянникову Пустошь, то есть опустошенную, разоренную землю, где никто не жил. На этом примере можно понять объективную потребность принятия в то время таких мер по линии государства, которые позволили бы восстановить опустошенные деревни, разрушенную хозяйственную деятельность. В тех исторических условиях был единственный способ решить эти проблемы – закрепить крестьян к земле, узаконить крепостное право. Через 13 лет И.Г.Неронову удалось экономически укрепить вотчину: увеличилось число крестьянских дворов в деревне, освоена Пустошь. Вся хозяйственная деятельность была направлена на реализацию главной цели – постройки храма. По мере накопления необходимых средств шло строительство, которое закончилось в 1676 г. Два года ушло на внутреннее обустройство храма. В год кончины царя Алексея Михайловича (1678 г.) церковь была освящена, и в ней начались регулярные богослужения.

Свыше двух веков прихожанами храма были, в основном, крестьяне, принадлежащие помещикам окрестных деревень. Приход был небольшим – всего 21 крестьянский двор - и небогатым. Но, видимо, стены Спасского храма, «зацементированные» такой глубокой верой в Бога первостроителя, такой его убежденностью в необходимости построить «ДОМ ГОСПОДА» для молитв, облегчающих многострадальную жизнь людей, что церковь выдержала первое серьезное испытание: сохранила самостоятельность, несмотря на богатого «конкурента». В 1700 году в селе Голубово (всего в двух километрах) богатые помещики Чаадаевы в своем имении на берегу реки Горетовка в короткий срок построили храм в честь иконы « Знамение Божией Матери». (Отметим особо, что материальных трудностей при возведении церкви владельцы не испытывали. Это имеет принципиальное значение. Наш предок почти полвека «вкалывал», чтобы скопить деньги на постройку храма. Не в этом ли отгадка долгой жизни его «детища» и притяжения к этим местам людей особой, высокой « пробы»?») Позднее имение вместе с церковью переходило во владение богатейшим и знатным людям из семейств Строгановых, Долгоруковых и др. Кроме того, выгодное место расположения - на тракте, ведущем в Ново-Иерусалимский монастырь, - давало дополнительные доходы.. Туда пешком или на лошадях устремлялись со всей России на богомолье люди разных сословий и состояний. Останавливались на ночлег в специально построенном доме, посещали местную церковь. В результате приход, став очень богатым и популярным, привлек часть прихожан Спасской церкви, что негативно отразилось на ее экономическом состоянии. В высших церковных кругах встал вопрос о закрытии храма. Три десятилетия здесь не было самостоятельного священника, службы совершали служители соседней церкви. И все это время потомки династии Нероновых самоотверженно работали над тем, чтобы сохранить приход. Этого удалось добиться Дмитрию Андреевичу Неронову. Усердно молясь Богу, он выполнил завещание матери продолжить борьбу за спасение прихода, и в конце концов сумел добиться назначения в Спасский храм в 1841 году снова собственного священника. Сохранились захоронения последних представителей рода Нероновых в ограде церкви недалеко от входа в храм- Неронова Дмитрия Андреевича и его супруги Александры Николаевны, которая дожила до начала ХХ века.

Первым иереем в восстановленном приходе стал Александр Иванович Виноградов. С его именем связана новая яркая страница как в жизни храма, так окрестных мест, которые стали «обживать» родственники и друзья священника из разных слоев московского общества. И произошло это благодаря тому, что совпали по времени, казалось бы, два совершенно разных события: восстановление прихода в Спасской церкви (росток оказался жизнестойким) и начало строительства Николаевской железной дороги, соединившей не только две столицы, но и обеспечившей доступность передвижения через станцию Крюково из других регионов, в первую очередь из Москвы. К супруге нового священника – Софье Яковлевне Виноградовой - приезжает в гости ее родной брат, к тому времени заметная фигура русской науки и журналистики – Модест Яковлевич Киттары, профессор Московского университета. Храм, история возведения, знакомство с потомками его основателей – людей глубоко верующих и благородных - оставляют в его душе неизгладимый след, Он решает поселиться на этой благодатной земле: в 1860 году покупает сельцо Новое, в 4-х верстах от станции Крюково. И открывает яркую страницу благотворительности. Строит школу для крестьян. За ним «потянулись» в наши края люди его круга – ученые, литераторы, цепочку новоселов и их гостей продолжили их родственники, друзья, просто знакомые. Место становится очень популярным. Приобретают землю и строят здесь усадьбу с домовой церковью супруги Е.Н. и К.В.Рукавишниковы .из знаменитого купеческого рода меценатов. Рядом со Спасской церковью покупает усадьбу и ее обустраивает историк, имя которого знала вся Россия того времени, Д.И.Иловайский. В открытом Е.Н.Рукавишниковой санатории «Крюково» работают известные врачи- психоневрологи, чей авторитет «притягивает» российских знаменитостей. К.В.Рукавишников строит современную больницу, подводит дороги к санаторию и больнице. Набирает «обороты» в этих местах и крестьянский промысел извозчиков. Буквально «хлынула» в наши края разночинная интеллигенция. В конце Х1Х –начале ХХ вв. в Подмосковье начинается настоящий «дачный бум». Появляется новый вид предпринимательства – строительство дач и сдача их в аренду. Лидерами в этом отношении были купец Перлов (застроил огромную дачную территорию, которая известна сейчас как станция Перловская по северной железной дороге, соединившей Сергиев Посад с Москвой) и предприниматели, возводившие дачи в округе станции Крюково, - -Каменке, Кутузово и других местах этого направления, связанных с близостью еще одной русской христианской святыни – Новым Иерусалимом. В дачных местах интеллигенция «открывает» новый вид «досуга»: увлечение театральной деятельностью «местного значения». Организуются драматические кружки, ставятся спектакли. В некоторых местах, как например в той же Перловской и на нашей малой родине, кружки, пользуясь огромной популярностью не только у дачников, но и других слоев населения, перерастают в театры. В связи с открытием Николаевской железной дороги растет число рабочих, появляются представители технической интеллигенции, обслуживающей функционирование станции. Для этих категорий жителей открывается при станции железнодорожная школа, хорошо оснащенная (по тем временам), «притянувшая» к себе учителей. Постоянное общение между разными слоями крюковского общества способствовало «взаимопроникновению» и «взаимообогащению», на основе которых формировался менталитет жителей нашей малой родины. Для него характерны мобильность, миролюбие, доброжелательность, индифферентное отношения к радикальному инакомыслию (как чума, распространявшемуся в России). Все это обеспечивало спокойную трудовую жизнь наших предков даже в период накала страстей двух русских революций в начале ХХ века.

О людях, живших на территории нашей малой родины и сыгравших в качестве примера своей жизни огромную воспитательную роль, мы поговорим в следующих публикациях.

Александра Васильева


К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ