Образ здоровья
ИСТОРИЯ  ИСТОРИЯ ЗЕЛЕНОГРАДА. КРАТКИЙ КУРС
16.10.2012     10378    0

ИСТОРИЯ ЗЕЛЕНОГРАДА. КРАТКИЙ КУРС

1957 год. Майское утро у берегов Сходни

Раннее майское утро было теплым и чистым. Первые прохожие спешили в Крюково, на электричку; это те, кто работал в Москве, Химках, Солнечногорске. Всю войну и долгие годы после войны начальником станции Крюково был Иван Федорович Любимов. В 1941 году, при приближении фронта к Крюкову, он приложил поистине героические усилия, чтобы в неразберихе военного времени, под бомбежками обеспечить продвижение воинских частей и стратегических грузов через станцию. Об этом была даже статья под названием «Последний рубеж» в газете «Гудок».

Уже шестой год на линии Москва — Крюково впервые в СССР паровозы были заменены электровозами. А с 1953 года поезда на электрической тяге пошли до Клина. Застучал трактор: рядом с колхозным садом, у силосной башни (сейчас там завод «Ангстрем») возле прицепа суетились, покрикивая, колхозные мужики.

Затем из Савелок, Матушкина, из рабочего поселка, что недалеко от пуговичной фабрики, потянулись небольшими группами рабочие: в железнодорожные мастерские, на машинно-тракторную станцию, на кирпичный и стекольный заводы, на Сходненскую швейно-вязальную фабрику, на строящийся Сходненский мебельный комбинат…

По Крюковскому шоссе (сейчас Панфиловский проспект) мимо дач, кооператива «Трамвай», поселка Лесной (сейчас там кафе «Лесное»), деревни Матушкино проехал рейсовый автобус. Его пассажиры — в основном строители и сотрудники ВНИИФТРИ — Всесоюзного научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений. Институт был открыт 18 февраля 1955 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1063-Н.

Правда, создание Метрологического центра СССР началось еще до войны. В 1938 году Совнарком СССР принял постановление «Об упорядочении измерительного хозяйства в СССР», в соответствии с которым был образован Комитет по делам мер и измерительных приборов при Совнаркоме СССР. Комитету поручалось в шестимесячный срок разработать проектное задание для строительства в Москве Центрального НИИ метрологии, который должен был обеспечить потребности точных измерений в таких быстроразвивающихся областях, как ракетная техника, радионавигация, радиолокация и связь.

В мае 1941 года было разработано проектное задание на строительство института, определены финансирование, сроки и место строительства.

Выбор пал на земли Льяловского колхоза, в стороне от индустриальных помех. Началось строительство поселка Менделеево. Война перечеркнула все планы, и лишь через 10 лет после окончания войны возобновилась работа ВНИИФТРИ.

Рядом с институтом был построен жилой массив метрологов. В 1957 году поселок еще не имел названия; он стал называться Менделеево с 1965 года. Автобус на линии Крюково — ВНИИФТРИ курсировал с интервалом в два часа.

К 9 часам пошли в Крюковскую среднюю школу ребята из деревень Малино, Савелки, Кутузово, Ржавки, Матушкино… Начальные и семилетние школы были в Чашникове, Льялове и некоторых других деревнях и селах, но десятилетка была одна на всю округу — в Крюкове, на улице Малая Советская (построена в 1934 году).

Вспоминает Александра Николаевна Васильева, организатор и руководитель Зеленоградской детско-юношеской общественной организации «Республика добра», а тогда — ученица крюковской школы: «В 1945 году я пошла в крюковскую школу — это был первый послевоенный набор.

Сначала наша школа была одноэтажная, но в 1947 году пленные немцы построили второй этаж. Помню, такие бедненькие они были, голодные, так их нам было жалко. Конечно, несладко им жилось, и там, где сейчас в 14-м микрорайоне гаражи, появилось немецкое кладбище с крестами. Уже не помню, когда оно исчезло с лица земли — там уцелело только несколько старых деревьев.

Запомнилось, как мы в 1948 году провожали немцев на родину: подали товарняк, их разместили в теплушках. А мы, дети, махали им на прощанье — какой-то злости против них не было, хотя многие наши отцы с войны не вернулись».

А вот воспоминания об этой же местности Ольги Смирновой («Крюковские ведомости», № 24, 9 ноября 2002 г.): «Улица Школьная появилась в 1952 году. Расположилась она между «старым» Малино и новым дачным поселком (ул. Первомайская). Свое название — Школьная — она получила гораздо позже, когда на месте футбольного поля, на котором проходили областные межрайонные матчи (было и такое в истории нашего поселка) выстроили начальную школу. Школы уже давно нет, нет и вишневого сада, росшего вокруг нее, — съели козы… Но вернемся к истории улицы. В 1952 году ул. Школьная начиналась с трех участков (№ 109, 110, 111 — соответственно дома 3, 5 и 7), отведенных «Разрешением Отдела коммунального хозяйства Облисполкома Совета депутатов от 4 июня 1952 г.». Все, кто получил участки для строительства жилых домов, работали на московском предприятии ВПК.

В разделе «Условия отвода» было указано: «Застройщик обязан огородить участок, устроить вдоль границы кюветы, тротуар и посадить деревья». То есть участки были даны на пустыре, расположенном между двумя склонами к ручейку, который питался весенними талыми водами. Ручеек можно было перешагнуть, а летом он и вовсе исчезал.

За пять следующих лет на нашем ряду появилось еще три участка (дома 1, 9 и 11), застраивалась и противоположная сторона.

Среди новоселов были разные люди: военнослужащие, учительница, рабочий с местного кирпичного завода, специалисты московских предприятий, фотокорреспондент газеты союзного значения — многие семьи, пережившие войну и получившие возможность иметь собственное жилье. Жили дружно, хотя в каждой семье были свои трудности и проблемы. Общие вопросы и дела решали на сходах. Вместе рыли и чистили пруды, вместе сажали вдоль них деревья. Гуляли друг у друга на свадьбах, местные роднились с дачниками. Впрочем, никто и никогда не делил нас на местных и дачников. Всей улицей провожали в последний путь. Помогали друг другу, делились всем, чем могли.

Малинцы ухаживали за могилой, где были похоронены трое бойцов, погибших в тяжелых боях декабря 1941 года.

По традиции 1-2 мая, а также 9 мая (тогда этот день не был праздничным) возлагались цветы и венки на могилы воинов, павших в боях 1941 года: в Крюкове, на территории привокзального парка (памятник установлен в 1945 году); на 41-м километре Ленинградского шоссе (первый памятник был установлен в 1953 году); в деревнях Ржавки (у въезда в нынешний Зеленоград), Александровка (сейчас 14-й микрорайон), Каменка, Медведки (памятники были установлены в 1956 году).

Между рекой Сходней и Ленинградским шоссе располагался учебный аэродром ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Здесь был летний лагерь студентов Московского авиационного института.

Аэродромное поле вместе с общежитием и знаменитым клубом летчиков располагалось в основном на территории нынешнего 4-го микрорайона. Аэродром был построен перед войной и в войну использовался в качестве запасного.

В мае на свои участки начали выезжать сотни дачников. Наиболее известным был дачный кооператив «Трамвай». Он был создан в 1937 году для работников московского трамвайного депо. Рядом с кооперативом за глухим забором возвышалась дача авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина; помпезный дом в готическом стиле сразу после войны построили пленные немцы. Совсем недавно, в 1956 году, Лавочкин был удостоен второй звезды Героя Социалистического Труда и назначен генеральным конструктором.

Далее располагалась дача маршала авиации Семена Федоровича Жаворонкова. Он был в отставке и с 1957 года занимал должность первого заместителя начальника Главного управления Гражданского воздушного флота.

В окрестностях Крюкова были колхозы «Новая жизнь» (в районе Каменки), «Пчелка» (в районе Матушкина), но большинство населения работало на других предприятиях. Местность входила в Солнечногорский район, который в 1951-1958 гг. возглавлял председатель Солнечногорского райисполкома Алексей Федорович Калинкин».

Игорь БЫСТРОВ

На фото: села и деревни в районе станции Крюково, 1958 г.

Статья опубликована в № 122 газеты «Зеленоград сегодня» от 16 октября 2012 г.

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ