Образ здоровья
ПРОИСШЕСТВИЯ НЕКОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
30.12.2013     10707    0

НЕКОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА


Российская авиация выполняет, а иногда даже перевыполняет план - по одной авиакатастрофе в год. 29 декабря - годовщина трагедии, когда Ту-204 авиакомпании Red Wings неудачно приземлился во "Внуково". Катастрофа унесла жизни пяти членов экипажа. Недавно разбился самолет авиакомпании "Татарстан" - жертв трагедии в десять раз больше. И, хотя речь идет о казалось бы разных авиапроисшествиях - проблема здесь одна: недостаточный контроль за подготовкой летного персонала, эксплуатацией и техническим обслуживанием самолетов со стороны надзирающих органов и самих авиакомпаний, уверены эксперты. 

29 декабря 2012 года самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings после неудачной посадки в московском аэропорту «Внуково» выехал за пределы полосы и пробил ограждение аэродрома, остановившись только на Киевском шоссе. Погибли пять членов экипажа, еще трое были ранены. Пострадал водитель автомобиля, проезжавший по Киевскому шоссе - в его машину попало колесо шасси самолета. 

По факту ЧП в аэропорту было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушных судов». 

Некоторые эксперты стали обвинять во всех проблемах самолет, который был спроектирован еще в конце прошлого века. Но потом выяснилось, что самолет ни при чем. Напротив, умная машина спасла за время своей эксплуатации немало человеческих жизней. 

Поначалу следствием рассматривались две версии авиакатастрофы: ошибка пилотов и отказ техники. И сперва винили именно технику. Так, 24 января МАК заявил, что катастрофа лайнера произошла по причине несрабатывания реверса. 

Таким образом, один из самых безотказных отечественных самолетов, за все время эксплуатации, с которым не произошло ни одной катастрофы с летальными исходами, едва не попал в черный список. На тот момент даже не исключалась остановка Росавиацией вылетов целого типа Ту-204. Кроме Red Wings его эксплуатировали "Владивосток Авиа", "КавминводыАвиа", модификация Ту-204 -Ту-214 есть в авиапарке "Трансаэро". 

В ходе более детального расследования выяснилось, что причиной катастрофы пассажирского Ту-204, стал ряд факторов, в первую очередь человеческий, который в итоге и привел к фатальным последствиям. 

ХРОНИКА КАТАСТРОФЫ 

Согласно отчету МАК: "В ходе предпосадочной подготовки капитан воздушного судна (КВС) определил расчетную скорость на глиссаде как 210 км/ч, при этом уточнил, что выдерживать необходимо 230 км/ч. Снижение по глиссаде проходило в директорном режиме с отключенным автоматом тяги со средней приборной скоростью около 255 км/ч и вертикальной скоростью -3…-5 м/с. Пролет ближнего приводного радиомаяка был выполнен на высоте 65…70 м. Входной торец взлетно-посадочной полосы был пройден на высоте около 15 м и приборной скорости 260 км/ч". 

"Они шли по глиссаде с превышением скорости, уже это должно было заставить их идти на второй круг", - объясняет главный редактор Avia.ru Роман Гусаров

"Возможно, у пилотов была уверенность, что посадить пустой самолет, который возвращался уже без пассажиров, будет проще. Конечно, все хотели домой, в семью, успеть подготовиться к Новому году. Но пустой самолет стал причиной того, что торможение было более сложным. Это законы физики. Более высокая скорость при приземлении привела к тому, что машина не ехала, а практически парила над полосой, задевая ее то одной, то другой стойкой шасси. Поэтому не произошло автоматического обжатия двух стоек шасси одновременно, и реверс не сработал", - говорит Гусаров

К слову, самолет был спроектирован так, чтобы реверс ни в коем случае нельзя было включить во время полета - это бы неминуемо привело к авиакатастрофе. Поэтому машина "думала", что она в небе. Сигнал о том, что она приземлилась, ей дан не был. А значит и блокировала торможение. Напротив, происходило увеличение прямой тяги двигателей. 

«Предвосхищая такой сценарий, советские инженеры (самолет Ту-204 был разработан в конце 80-х - начале 90-х, в коммерческое производство он поступил в 1995 году), предусмотрели малый реверс, который необходимо активировать перед тем, как включить полный. Если система не срабатывает, полный реверс включать нельзя. В этой ситуации было бы правильнее не включать систему автоматического торможения, а дать машине катиться по полосе, после воспользоваться педалями тормоза. С большой вероятности это спасло бы жизни экипажа. Но и эта рекомендация была проигнорирована - был включен сразу полный реверс, причем, эти попытки повторились несколько раз. Это еще больше увеличило скорость до взлетной. Но даже после первого невключения системы торможения у экипажа был шанс на этом этапе уйти на второй круг", - сожалеет Гусаров

Режим управления реверсом находился в положении «максимального реверса» около 8 секунд, после чего он был выключен. За это время приборная скорость увеличилась до 240 км/ч, говорилось в отчете МАК. "Это, фактически, взлетная скорость", - поясняет Гусаров

У экипажа было порядка десятка способов избежать катастрофы и лишь один шанс довести ситуацию до катастрофической и они им, к сожалению, воспользовались, резюмирует эксперт. 

КАК ТУ-204 СПАС ПАССАЖИРОВ 

Другой случай с таким же самолетом произошел десятью годами раньше этой трагедии. Утром 14 января 2002 года в аэропорту Омска произошло выкатывание самолета Ту-204-100 (RA-64011) авиакомпании "Сибирь" на концевую полосу безопасности на расстояние около 400 метров. Лайнер выполнял регулярный рейс 852 по маршруту Франкфурт-на-Майне - Новосибирск. Но из-за плохих погодных условий вынужден был приземлиться в находящемся в удалении аэропорту Омска. На борту самолета находилось 119 пассажиров. 

Как сообщала тогда газета "Труд", примерно на высоте от 1880 до 2000 метров у самолета отключились оба двигателя - закончилось топливо. Машина обесточилась, потеряла связь с землей. С этой высоты многотонный лайнер начал планировать, и экипажу удалось дотянуть машину до взлетно-посадочной полосы. 

Здесь новосибирский экипаж Андрея Чистосердова сработал на отлично спас машину и более 100 пассажиров. 

"Похожая история произошла с другим Ту-204", - вспоминают старожилы "Внуково". Произошла она в конце 90-х. "Пассажиры еще долго не могли выйти из ресторанов аэропорта после такого стресса", - вспоминают они. 

Так что в критических ситуациях самолет Ту-204 имеет такой запас прочности, что и с выключенными двигателями, с пустыми баками способен приземляться на полосу. 

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС 

Произошедшее с самолетом Red Wings очень похоже на историю уже с иностранным лайнером Boeing-737 авиакомпании "Татарстан". Хотя, казалось бы, в первой самолет не был отправлен на второй круг. 

Говорить об итогах расследования по "Татарстану" пока преждевременно. Но, как с катастрофой месячной давности, так и с Ту-204 важнейшую роль играет человеческий фактор. На этом фоне рассуждения старый самолет (самолету "Татарстана" было 23 года) или новый, российский или иностранный теряют всякие основания, уверен Гусаров

К слову, Red Wings - крупнейший эксплуатант отечественной техники до сих пор не оправился от последствий катастрофы. Авиакомпанию едва не закрыли. Она поменяла владельца - Александр Лебедев продал ее брату совладельца группы "Гута" Сергею Кузнецову. Вряд ли скоро перевозчик выйдет на те результаты (топ-15 российских авиакомпаний), которые показывал до авиакатастрофы. Сертификат эксплуатанта авиакомпании "Татарстан" Росавиация тоже приняла решение отозвать. 

"Но винить в произошедшем только летный персонал не правильно и не справедливо. Качество контроля за подготовкой и эксплуатацией самолетов в российских авиакомпаниях оставляет желать лучшего. Почему за месяц-два до обеих этих катастроф Росавиация и Ространснадзор давали положительное заключение о деятельности этих авиакомпаний. А когда случалась катастрофа, будто из-под полы появлялись выявленные в этих прочерках системные замечания к работе перевозчиков",- недоумевает эксперт. 

По материалам РИА Новости
Новости
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ