Образ здоровья
ПРОИСШЕСТВИЯ
22.03.2013     15772    0

А.ЩЕРБАКОВ: "ЗЕЛЕНОГРАД ОЧЕНЬ ХОРОШО СМОТРИТСЯ В СРАВНЕНИЕ С МОСКВОЙ"


О том, как обстоят дела с раскрытием экономических преступлений в Зеленограде, в эфире радио «Зеленоград сегодня» рассказал заместитель начальника оперативно-розыскной части отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД по Зеленоградскому округу подполковник полиции Алексей ЩЕРБАКОВ.

— Алексей Константинович, сейчас в прессе систематически появляется информация об экономических преступлениях. Власть обращает на это серьезное внимание, так как речь идет о деньгах, и в некоторых случаях о больших. Поясните, пожалуйста, что такое экономические преступления?
— Основные экономические преступления — это мошенничество, все преступления, связанные с коррупцией (дача взятки, получение взятки, присвоение и растрата вверенного имущества), в общем, все, что связано с предпринимательством, все преступления, связанные с деньгами фирм.

— Какая ситуация сложилась на сегодняшний день в Зеленограде?
— Отдел нашего округа за прошлый год среди всех окружных подразделений по Москве (а их 12) занял второе место по раскрытию и по выявлению. Это не значит, что в округе регистрируется очень большое количество преступлений. Просто у нас хорошие результаты именно по бюджетной сфере. Мы в прошлом и позапрошлом годах много выявляли таких преступлений, направляли их в суд. Все люди, которые совершили должностные преступления, — лица именно государственных предприятий, они были наказаны, многие получили реальные сроки. Последний пример: в январе этого года один из руководителей (образования или спорта) получил реальный срок.

— Какие преступления, которые интересуют ваш отдел, чаще всего совершаются в Зеленограде?
— Мошенничество. К примеру, недавно мы задержали бухгалтера, которая за год списала с расчетного счета фирмы и перечислила на свой расчетный счет более 7 млн руб. Деньги она снимала и тратила на личные нужды. И такие случаи не редкость. Основная причина — сейчас достаточно много людей живут одним днем. Им неважно, что будет завтра, они хотят получить все сразу и сейчас, потратить деньги, прожечь их моментально.

— Коррупция — бич нашего времени. Много коррупционеров ваш отдел выявил за последний год?
— По статье 290 («Получение взятки») мы задержали троих человек, по статье 291 («Дача взятки») — семерых человек.

— Давали чаще, чем брали?
— К примеру, сотрудники полиции предупреждают нас о том, что есть вероятность, что им будут предлагать незаконные денежные вознаграждения в виде взятки. Мы проводили мероприятия и «брали» людей. Самая маленькая взятка была размером в тысячу рублей, а недавно пришла женщина и предложила 30 тысяч рублей за возможность продавать пиво в своей торговой палатке (сейчас торговля алкоголем любой крепости в торговых палатках, ларьках и киосках запрещена. — Прим. ред.).

— Если говорить о торговле как о сфере, в которой за последний год ввели ряд запретов (на продажу алкоголя и сигарет), то как в этом вопросе выглядит Зеленоград по сравнению с другими округами Москвы?
— У нас нет крупных вокзалов, метро, рядом с которыми стоят палатки, торгующие подобной продукцией. По сравнению с Москвой у нас достаточно комфортная ситуация. Когда мы проводили наши мероприятия, мы выявили только два магазина из десяти, где продавали спиртное несовершеннолетним. Крупные сетевые торговые объекты не входят в эту статистику, т. к. в них есть менеджеры, которые за этим следят. К тому же сотрудники таких магазинов работают на окладе, то есть их доход не зависит от количества проданного товара.

— Какая сфера находится в поле вашего тотального внимания?
— В основном последние года три — это бюджетная сфера, все, что связано с государственным предприятием. Мы являемся лидерами по выявлению преступлений в бюджетной сфере. Речь не идет о крупных промышленных предприятиях или, к примеру, об ОЭЗ «Зеленоград». На всех этих предприятиях хищение развито слабо, потому что, как правило, заказчики и исполнители — коммерческие организации, а не государственные, и там все идет по конкурсам. Мы сейчас говорим, например, об Управлении образования, спорта, культуры. Я имею в виду именно эти направления. Мы обратили внимание на один детский садик, и когда начали проводить проверку, обнаружили, что там работают пять человек, которые оказались работниками рынка. То есть в детском саду они вообще ни разу не были и деньги ни разу не получали. Заведующая детским садом и завхоз по пластиковым карточкам этих сотрудников получали деньги и тратили на личные нужды. Это было доказано.

— Как быть гражданам, которые столкнулись с вымогательством денег со стороны заведующей детским садом, куда они привели своего ребенка?
— Это называется злоупотребление должностным положением, статья 285. Иногда люди сразу к нам не идут, а обращаются напрямую к начальнику Зеленоградского окружного управления образования А. Халевой. Вообще сейчас таких случаев мало. После того, как мы серьезно взялись за этот контингент, они испугались. Начальники управлений, департаментов теперь сами все проверяют. И если выявляют подобные факты, быстро сами решают вопрос — увольняют сотрудников. До нас, конечно, не доводят, чтобы не разжигать страсти. Вообще, после проведения этих мероприятий стало считаться, что Зеленоград — самый коррумпированный округ, потому что мы лидеры по выявлению данных преступлений. Департамент управления образования Москвы думает, что образование в Зеленограде — самое коррумпированное.

— Контролирует ли ваш отдел проведение аукционов на право аренды торговых площадей либо земли для установки торгового объекта? Не секрет, что среди предпринимателей, выходивших на торги, были перекупщики.
— В принципе, да. Но и в прошлом, и в этом году они нам не попадались. Да, такие люди есть, но они не совсем перекупщики. Например, один предприниматель владеет двумя фирмами. Он выставляет свои фирмы, выигрывает аукцион. Помните, в советские времена был такой анекдот. Один предприниматель хотел купить вагон с водкой, другой — с черной икрой. Они решили поменяться. Один побежал искать вагон с водкой, другой — с черной икрой. Так поступают и некоторые предприниматели. Когда они выступают в конкурсах, у них нет ничего: ни оборудования, ни людей. Они предлагают другой фирме взять все труды на себя, сделать совместное предприятие. Это не мошенничество. Это относится к гражданскому праву и называется «невыполнение договорных обязательств».

— У нас несколько лет назад началась серьезная борьба с игорным бизнесом. Есть ли в Зеленограде такие места, где, возможно, работают незаконные игорные заведения?
— Незаконных нет. Сейчас все теневики ушли в легальный бизнес. Они открывают интернет-кафе. А эту деятельность закон не запрещает.

— Были ли в Зеленограде выявлены факты подделки денег?
— Как правило, периодически попадаются фальшивые купюры, в основном тысячерублевые, т. к. это самая любимая купюра фальшивомонетчиков. Но по сравнению с другими округами Москвы в Зеленограде крайне редко встречаются фальшивые деньги. Как правило, мы изымаем их в отделениях Сбербанка. Но нормальный человек, который имеет фальшивую купюру и знает об этом, никогда не пойдет в Сбербанк, а пойдет, к примеру, на рынок, чтобы, совершая мелкие покупки, разменять фальшивку нормальными деньгами. Не так давно мы поймали двух выходцев из Армении, которые таким нехитрым способом пытались у нас на рынке сбыть несколько поддельных купюр достоинством в тысячу рублей. Эти люди были арестованы и отданы под суд.

— Как действовать человеку, если в магазине кассир ему заявляет, что у него фальшивая купюра? А он эти деньги только сегодня получил в качестве зарплаты.
— К уголовной ответственности этого человека никто не привлечет. Но кассир обязана вызвать охрану, охрана позвонит в полицию. Приедет сотрудник, изымет купюру, возьмет у вас объяснение, составит протокол, копию которого отдаст вам. Этот документ вы можете отдать своему бухгалтеру или руководителю, который обратится в банк, и делом займется служба безопасности.

— Но человеку-то деньги вернут?
— Пятьдесят на пятьдесят. Все будет зависеть от банка.


Подготовила М. АНДРОПОВА
Новости
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ