Образ здоровья
СОБЫТИЯ ЗАЩИЩАЯ ПРАВА ГРАЖДАН  радио "Зеленоград сегодня", http://www.radiozelenograd.ru
07.10.2014     8053    0

ЗАЩИЩАЯ ПРАВА ГРАЖДАН


Гость студии «Зеленоград сегодня» — прокурор Зеленограда, старший советник юстиции Андрей Залегин. В беседе с радиоведущей Маргаритой Крыловой он рассказал о некоторых аспектах деятельности прокуратуры за последнее время. 

 — Андрей Евгеньевич, в сферу деятельности прокуратуры входит надзор за соблюдением законов, касающихся безопасности дорожного движения. И одно из направлений этой работы — проверки фактов незаконной выдачи водительских удостоверений людям, имеющим ограничения к управлению автомобилем. Проводятся ли такие проверки в нашем округе и каковы их результаты? 
— Такую работу мы действительно проводим. И не только мы, но и прокуратура Москвы и Генпрокуратура, поскольку ситуация с дорожной безопасностью в нашей стране не может никого устраивать. С каждым годом на дорогах гибнет все больше людей, и, к сожалению, немалый вклад в эту статистику вносят водители с наркотической или алкогольной зависимостью. Наши проверки как раз касались лиц, стоящих на учете в наркологических диспансерах. Сложность проверок состояла в связи с определенными ограничениями, относящимися к врачебной тайне. Нельзя просто так, в открытом доступе, получить информацию о том, что то или иное лицо является наркоманом. Врачи не вправе этой информацией делиться, поскольку часто люди обращаются за такой медицинской помощью конфиденциально. Это личная тайна человека, и она охраняется законом. Право получать сведения о таких лицах есть у следователя, у дознавателя, у судей, но только в связи с рассмотрением уголовных или гражданских дел: либо их расследованием, либо рассмотрением в суде. У прокурора раньше такой возможности не было, потому что мы не занимаемся расследованием уголовных дел, а только надзираем за этим расследованием, что, конечно, не одно и то же. Но недавно, в соответствии с изменениями в законодательстве, прокурорам предоставили такое право, и мы решили его реализовать, надеясь, что это поможет предотвратить немалое число ДТП. 

— Сколько случаев было выявлено в ходе проверки? 
— По выявленным фактам было возбуждено 17 дел. Работа, которая велась в течение нескольких месяцев с начала года, была достаточно кропотливой. Мы выискивали не просто тех, кто стоит на учете в наркодиспансере, но при этом еще и является обладателем водительского удостоверения и, значит, в соответствии с существующими медицинскими противопоказаниями, которые установлены законодательно, не имеет права управлять транспортными средствами, поскольку они являются источниками повышенной опасности. По результатам проверок мы направляли в суд исковые заявления о лишении таких людей водительских прав. Из 17 дел 8 рассмотрено и удовлетворено. И эта работа будет продолжаться. 

— Какие шаги вы предпринимаете, если в ходе проверки вдруг выясняется, что медицинские справки о допуске к вождению были получены людьми с зависимостью незаконным способом, например, с помощью недобросовестных врачей какого-нибудь коммерческого медучреждения? 
— Если в процессе прокурорской проверки мы выходим на организацию, которая выдала такую справку, то материалы в отношении этой организации направляются в правоохранительные органы, в полицию для более детального рассмотрения вопроса о ее противоправной деятельности. Просто зачастую это дела давно минувших лет, и организаций как таковых уже не существует либо они всегда существовали только на бумаге. Доходило до анекдотичных случаев, когда была реклама медицинской организации, с печатью, с номером лицензии и телефоном, при том что никакой организации на самом деле не существовало. Человек звонил по телефону, ему назначали встречу где-нибудь на улице, он приходил, отдавал деньги, а ему давали справку. Вот и все. Сейчас порядка стало больше, потому что ужесточили требования к предоставлению медицинских документов при сдаче на водительское удостоверение, но раньше в этой сфере было немало злоупотреблений. 

— Как у нас обстоят дела с преступностью среди несовершеннолетних? В прошлом радиоэфире вы говорили, что ситуация достаточно тревожная. 
— Откровенно говоря, порадовать нечем. Если сравнивать данные с аналогичным периодом прошлого года, то можно говорить о том, что количество выявленных преступлений, совершенных подростками, возросло более чем в 3 раза. Основные преступления — это кражи, применение насилия, грабежи — когда отбирают мобильные телефоны или велосипеды, угоны автомашин. Большую их часть совершают подростки из неблагополучных семей, которые предоставлены сами себе. И если даже они являются учащимися профессионально-технических учреждений, колледжей, все равно (судя по тому, что выясняется в ходе расследования уголовных дел) большую часть времени проводят на улице. Немалый вклад в эту статистику вносят наши соседи, приезжающие к нам из Солнечногорского, Клинского районов, из Химок. Зеленоград интересен им потому, что здесь есть чем поживиться, есть где погулять. Вот и гуляют на славу, некоторые — по 11-12 раз, пока не попадутся, а потом, в ходе расследования, поднимается весь ворох их предыдущих «подвигов». 

— О проблеме подростковой преступности говорят все: полиция, прокуратура, комиссия по делам несовершеннолетних. Что нужно делать, чтобы ее решить? 
— Делать нужно все то же самое, что и раньше, только лучше. Нужно поднимать уровень профилактической работы. Возьмем, к примеру, какого-нибудь подростка, состоящего на профучете, допустим, за распитие спиртных напитков. Понятно, что он уже относится к группе риска. Раз в неделю, в месяц с ним как-то проводят профилактическую работу. Он является, отмечается, показывается. Из школы иной раз звонят: да, пришел в школу, все нормально. Но кто-нибудь знает, чем он занимается все остальное время? Тут существует определенный пробел: то ли сил не хватает, ресурсов включено недостаточно, то ли каких-то организационных моментов. Надо плотнее общаться не только с самими ребятами, но и с их семьями. Зачастую родителям просто все равно, где находится их ребенок, чем он занимается. Они не видят ничего страшного в том, что их сын или дочь гуляют неизвестно где. Поэтому и нужно обязательно работать с семьями. 

— Хотелось бы затронуть еще такую тему, как невыплата заработной платы. Есть ли эта проблема в Зеленограде, обращаются ли к вам жители с жалобами на невыплаты? 
— Обращаются, и меня настораживает то, что количество обращений растет, причем не по одной-двум организациям, а по различным. Правда, отмечу, что люди жалуются не только на зеленоградские предприятия, но и на другие. Просто они к нам приходят, поскольку живут в Зеленограде, и мы им объясняем, куда, как, к кому следует обратиться. Но, тем не менее, к сегодняшнему дню жалоб уже поступило больше, чем за весь прошлый и особенно позапрошлый год. Раньше практически все жалобы по невыплате касались одного неблагополучного предприятия, НПЦ «Спурт», которое сейчас находится в стадии банкротства. С заявлениями к нам обратились тогда более 400 сотрудников этого предприятия. А сейчас мы имеем дело с разными организациями. Судя по тому, с какими документами к нам приходят люди, их иногда год, а то и больше «кормят» обещаниями, и они долгое время никуда не жалуются, надеясь на лучшее. Но такая ситуация чревата тем, что, когда они все же решатся обратиться в органы прокуратуры или государственную инспекцию труда, это может закончиться ничем, т. к. организация к тому времени просто исчезнет. Такие случаи уже бывали на практике, и очень сложно потом отыскать должника, чтобы предъявить ему претензии и в интересах работника обратиться в суд или же направить материалы в органы следственного комитета для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела, если предприятие вместо выплат заработной платы работникам расходовало деньги по своему усмотрению. 

— Много ли жалоб доходит до суда или предприятия стараются решить дело миром? 
— Иногда на стадии начала прокурорской проверки, как только мы начинаем направлять запросы в организацию, требовать документацию, вызывать для дачи объяснений, приходят работники предприятий и пишут заявление: «Уважаемый прокурор! Просим прекратить проверку. Мне все выплатили». И такие случаи не единичны. Это, видимо, относится к достаточно добросовестным предпринимателям, у которых проблемы невыплат были связаны, к примеру, с какими-то коммерческими просчетами, сложностями по кредитной линии. Но прокуратуру трудности работодателя не интересуют, он должен сам нести ответственность за коммерческие риски, и если его работник обращается к нам с жалобой на то, что ему не выплачивают заработанные деньги, наша задача сделать так, чтобы он их получил. Конечно, если предприниматель обещает, что погасит задолженность в ближайшее время, мы идем ему навстречу. В таком случае мы требуем предъявить те документы, которые бы подтверждали ожидаемое поступление денежных средств на счет, достаточных для погашения задолженности, и, естественно, снимаем вопрос о передаче материалов в следственный комитет. При этом мы вносим представление об устранении нарушения закона, поскольку закон все-таки нарушен, и даем предпринимателю время для принятия соответствующих мер. Но если это не помогает, тогда готовим материалы в суд, чтобы работник, получив судебное решение, мог если не в добровольном порядке, то в принудительном, через службу судебных приставов, потребовать деньги, предъявить к взысканию. 

— Какова ситуация с нелегальными мигрантами? Удалось ли снизить их количество в Зеленограде? 
— Мы проводим достаточно много проверок, и могу сказать, что, в отличие от ситуации полутора-двухлетней давности, когда чуть ли не каждая проверка предприятий, строек выявляла факты незаконной миграции, сейчас такие результативные проверки случаются все реже и реже. Я, конечно, не могу стопроцентно утверждать, что на промышленных зонах Зеленограда не может потом обнаружиться нелегальное поселение или цех. Охватить проверками одномоментно все помещения в округе, наверное, более чем проблематично. Но уже видно, что работа по борьбе с нелегальной миграцией приносит свои плоды, и мы будем заниматься ею и в дальнейшем. 

Подготовила Татьяна Доценко, корреспондент "Зеленоград сегодня"
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ