Образ здоровья
ОБЩЕСТВО Когда-то на территории Зеленограда жили льяловцы  Панорама yandex.ru/maps
23.08.2019     49464    0

Когда-то на территории Зеленограда жили льяловцы

В 4 км от железнодорожной станции Крюково на Ленинградском шоссе есть дорожный указатель – «ЛЬЯЛОВО», обозначающий населенный пункт Солнечногорского района Московской области.

Мало кто сейчас задумывается о значении этого красивого названия. Большинство льяловцев, не говоря уже о зеленоградцах, получивших здесь в последние годы земельные участки, не знаю, что истинную славу древнему Льялово создали не побывавшие или отдыхающие здесь политические деятели нашей страны: В.И. Ленин, С.М. Буденный, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов или Б.Н. Ельцин с В.С. Черномырдиным, а открытое в 1922 году в окрестностях села поселение каменного века – Льяловская стоянка.

Неизвестно, сколько лет еще простоит на своем месте Льялово, может, со временем сольется с подступившим к нему поселком Менделеево, а возможно, даже войдет в состав Зеленограда, но слава Льялово как родоначальника так называемой Льяловской археологической культуры останется навсегда!

Что означает термин «археологическая культура»? Это понятие введено историками для обозначения дописьменного периода истории человечества, который составляет в среднем 99,998% всей истории человечества и от которого не осталось ничего, кроме следов – остатков материальной деятельности человека. По ним производится реконструкция (воссоздание) жизни человеческого общества в данный период. В узком смысле под определенной археологической культурой понимается группа археологических памятников (стоянок, селищ, городищ и т.д.), имеющих культурное, хронологическое и территориальное единство.

Судьба открытия Льяловской стоянки и введения в научный оборот термина «Льяловская археологическая культура» довольно драматична и до сих пор таит в себе тайны, которые предстоит раскрыть.

Во-первых, кого надо считать первооткрывателем этого знаменитого поселения каменного века? В первой научной работе по стоянке, выпущенной в г. Рязани в 1926 г. Б.А. Куфтиным, являвшимся вместе с археологом Б.С. Жуковым первоисследователем поселения, первооткрывателем назван сотрудник Луговского института Александр Николаевич Ильинский. В более поздних научных трудах, которые издал археолог Б.С. Жуков, первооткрывателем называется сотрудник того же Луговского института, специалист по торфу Диодор Павлович Мещеряков. Сейчас, по прошествии почти 80 лет, мы можем понять обиду Жукова на Куфтина за его торопливость с научной публикацией, после которой Жуков, кстати, отстранил Куфтина от археологических раскопок и все остальные работы проводил сам. Но, даже учитывая дальнейшие заслуги Д.П. Мещерякова в изучении материалов с Льяловской стоянки, всё-таки следует восстановить истину и славу первооткрывателя отдать А.Н. Ильинскому!

Во-вторых, мне, много лет занимавшемуся изучением древней истории северо-западного Подмосковья, до сих пор непонятно, где была эта стоянка и где тот раскоп, который заложили Куфтин и Жуков и продолжил в последующие 4 года Жуков.

Из археологической литературы известно, что в 1951 году археолог А.Я. Брюсов оконтурил старый раскоп, общая площадь его составила 400 кв. метров. Я несколько раз пытался найти этот знаменитый раскоп. Льяловские старожилы рассказывали о месте его нахождения. Я даже встречался с учителями, которых еще в 1930-х годах возили на экскурсию в Льяловскую стоянку. Но все сведения были противоречивыми и не дали нужного результата. У Б.А. Куфтина указаны такие координаты: «… на левом берегу реки Клязьма, в 80 м от ближайшей к Льялово речной излучины».

Теперь о самой Льяловской археологической культуре. В понимании значения Льяловской стоянки мнения ее первых исследователей резко разошлись. Б.С. Жуков связал его с культурой Прибалтики, более древней, чем культура Окского бассейна, к которой Б.А. Куфтин отнес наше поселение. Эти два археолога опубликовали пять статей о стоянке, перегруженных упреками в ошибках и неточностях.

Безусловно, Б.С. Жуков преувеличивал ценность находок в Льялово. Он утверждал, что это самый древний памятник эпохи неолита (нового каменного века) в Европе, позволяющий наметить пути ее заселения после освобождения от ледников. В действительности стоянка в Льялово по количеству находок является довольно бедной. Даже ближайшее к ней научно исследованное многослойное поселение каменного века «Льялово-3», на котором общая площадь раскопок пока не превысила 300 кв. метров, дало гораздо большее количество предметов, относящихся к Льяловской археологической культуре. А таких стоянок и поселений в центральной России немало.

Однако значение открытия Льяловской стоянки всё же велико.

Во-первых, она была древнейшим поселением, открытым до 70-х годов в Москве и Московской области. Уверен, что те, кто изучал историю по литературе, выпущенной до 1992 года, в которой это утверждалось, гордились этим фактом.

Во-вторых, Б.С. Жуков провел раскопки в Льялово на высоком методическом уровне, вскрыв площадь памятника не разрозненными шурфами, как было тогда принято, а единым раскопом.

В-третьих, он привлек к обработке материалов экспедиций квалифицированных специалистов. Так, пыльцу из торфа изучал пионер болотоведения в России В.С. Доктуровский. Раковины моллюсков, встречающихся в культурном слое, описал ленинградский зоолог В.А. Лидгольм. Кости животных, убитых первобытными охотниками, изучали академики М.В. Павлова и М.А. Мензбир, а затем ведущий профессор МГУ А.Н. Формозов.

Теперь о значении Льяловской археологической культуры в деле изучения древней истории России. В настоящее время в Подмосковье известно огромное количество поселений, относящихся к Льяловской археологической культуре. Есть такие и на территории Зеленограда – на Северной промзоне и в районе Назарьево.

Понятие о Льяловской культуре возникло после раскопок Б.С. Жукова. Он видел в ней ранний этап в развитии неолита всей лесной зоны Восточной Европы. До недавнего времени из-за отсутствия точных датировок, осуществляемых с помощью радиоуглерода С-14, культура датировалась от конца 4-го до середины 2-го тысячелетия до нашей эры. В настоящее время она стала датироваться древнее почти на 700 лет. Считалось, что прародиной Льяловской культуры было Волго-Окское междуречье. Некоторые специалисты высказывали мнение о происхождении Льяловской культуры с Украины.

Археологи М.Е. Фосс и А.Я. Брюсов в своих работах показали, что территориальное распространение этой культуры определено. Но о границах распространения Льяловской культуры можно говорить лишь приблизительно. На юге и западе она, в основном, занимает бассейны рек Клязьма и Москва, на северо-востоке – в долине реки Костромы, на севере же доходит примерно до г. Ярославля. Поселения тяготеют к берегам рек и озер.

Характерной чертой Льяловской культуры является наличие кругло- и остродонных сосудов, украшенных орнаментом в виде ямок или отпечатков от штампа-гребня. Некоторые сосуды достигают высоты 50 см при диаметре 40 см. ямочный орнамент обычно наносился с помощью окаменелостей-белемнитов, больше известных в народе как «чертовы пальцы».

Археологи находят на Льяловских поселениях большое количество орудий, связанных с охотой, рыбной ловлей и домашним обиходом. Характерны крупные – от 10 до 20 см – наконечники дротиков, всевозможные ножи, скребки, проколки, сверла, а также так называемые «ложкарные изделия» для изготовления ковшей, ложек и т.д. Среди рубящих орудий преобладают тесла и долота. Орудия изготовлялись, как правило, из местного сырья, но в 1985 году в районе Льялово-Менделеево, в так называемой Грачиной роще, случайно был обнаружен клад рубящих орудий и заготовок высококачественного кремня, сырья, привезенного купцами каменного века из-под современного г. Старица Тверской области, а может, даже из-под г. Гродно, что в Белоруссии. Орудия, а это, как правило, наконечники стрел, за их тщательность отделки можно назвать настоящими произведениями искусства, к тому же изготовленными в одном экземпляре. Из кости изготовлялись наконечники стрел, рыболовные крючки, украшения. Интересно, что у древних льяловцев, несмотря на их повседневную борьбу за выживание, находилось время и для создания художественных изделий. Так, на известной Льяловской стоянке найдена трубчатая кость, покрытая орнаментом, а на поселении «Льялово-3» - миниатюрная, длиной около 2,5 см, подвеска в форме топорика, изготовленная из сланца. Здесь же обнаружены разнообразные, обработанные человеком, фигурные камни.

Несомненный интерес для изучающих историю возникновения религии на территории России представляет находка, сделанная в прибрежной части поселения «Льялово-3» в 1996 году. Здесь, на глубине 50 см от современной земной поверхности, найден каменный фаллический символ, поставленный на основание, изготовленное из мелкозернистой плитки, которая использовалась для подшлифовки древних стрел.

На льяловских поселениях выявлены и исследованы остатки построек, главным образом круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Объемы жилищ различны, есть размером 140 кв. метров, а в Ивановской области найдено жилище размером 200 кв. метров. Здесь же были найдены, кроме каменных и костяных орудий, изделия из дерева: обломки лыж, лука, весел, а также берестяной кошель, сшитый с помощью тонкой нитки, сделанной из жилы. Обнаружено изделие из липового лыка в виде шляпы.

Остатки фауны на Льяловских поселениях говорят о том, что льяловцы ели: лосей, кабанов, северного оленя, медведей, бобров, куниц, барсуков, зайцев, косуль, волков и выдр. Охотились они также на тетеревов, глухарей, куропаток, гусей, уток, лебедей, журавлей и цапель. Найдены кости сома (длиной до 2 м), осетра, стерляди, щуки, язя, леща, окуня, плотвы.

Несомненно, самым сложным вопросом является выяснение происхождения Льяловской культуры и ее роль в сложении других близких к ней археологических культур, в особенности на более отдаленных северных территориях Восточной Европы. На северо-востоке эта область доходит до Уральского хребта, на юго-востоке – до Волго-Камья. На западе она граничит с Нарвскими, Валдайскими и Неманскими археологическими культурами, на юге близка памятникам северо-восточной Украины, на севере совпадает с Карелией.

Долгое время считалось, что предшественниками, а значит, и прародителями льяловцев были люди так называемой Верхневолжской культуры. Это вроде бы и правильно, так как слои с остатками деятельности льяловцев находятся выше, чем верхневолжцев, живших в 6-3-м тысячелетии до нашей эры на этих же местах. В 1997 году на поселении «Льялово-3» мне впервые удалось увидеть, что культурный слой верхневолжцев отделен от слоя льяловцев почти метровым слоем торфа, который образовался, как минимум, за тысячу лет. То есть поселение верхневолжцев было затоплено водами древней Клязьмы, образовалось болото, торф, и на этом торфе уже поселились льяловцы! Таким образом, можно считать доказанным, что верхневолжцы не являются предками льяловцев. Прекращение существования Льяловской культуры произошло, как установили археологи, в результате поселения в местах их обитания племен так называемой Волосовской археологической культуры, которые как наиболее сильные ассимилировали часть льяловского населения, а других уничтожили.

Из наиболее интересных научно исследованных поселений Льяловской культуры в окрестностях Зеленограда следует отметить саму Льяловскую стоянку, поселение «Льялово-3» и поселение Мышецкое на озере Долгом.

Находки со знаменитой Льяловской стоянки хранятся в фондах главных музеев России – Госэрмитаже и Государственном историческом. В Зеленоградском же музее нет предметов с Льяловской стоянки, но его фонды обладают коллекцией находок с древнейшего в настоящее время на территории Москвы и северо-западного Подмосковья многослойного поселения «Льялово-3», где есть также предметы, относящиеся к Льяловской археологической культуре.

Несомненно и то, что история открытия Льяловской стоянки, ее изучения и выделения понятия «Льяловская археологическая культура заслуживают того, чтобы ей был посвящен отдельный стенд в Государственном Зеленоградском историко-краеведческом музее, как это было в Государственном историческом музее.

 

А.Н. Неклюдов, археолог-краевед. 

СА № 9 (9), декабрь 1998 г.

  

Новости
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ