Образ здоровья
ПРОИСШЕСТВИЯ АНДРЕЙ ЗАЛЕГИН: «ПРОКУРАТУРА БУДЕТ АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОРРУПЦИИ»  Фото Радиокомпания "Зеленоград сегодня" / radiozelenograd.ru
12.01.2015     10653    0

АНДРЕЙ ЗАЛЕГИН: «ПРОКУРАТУРА БУДЕТ АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОРРУПЦИИ»


12 января работники прокуратуры отмечают очередную годовщину образования своего ведомства. Как государственный институт прокуратура была учреждена Указом Петра I 12 января 1722 года. В этот день при Сенате впервые появился пост генерал-прокурора в лице ближайшего сподвижника императора графа Павла Ягужинского. Новый государственный орган Российской империи был призван наблюдать за работой Сената, бороться с казнокрадством и контролировать деятельность административных и судебных учреждений. О том, какое огромное значение придавалось деятельности генерал-прокурора, говорит определение его статуса Петром I: «Оный чин есть око наше и сердце всего государства». 

Накануне профессионального праздника в гостях у радиостудии «Зеленоград сегодня» побывал прокурор Зеленограда, старший советник юстиции Андрей Залегин. В разговоре с радиоведущей Маргаритой Крыловой он рассказал о работе своего ведомства за минувший 2014 год. 

— Андрей Евгеньевич, какова в Зеленограде ситуация с преступностью? 
— Практически по всем категориям преступлений, которые в большей степени волнуют граждан, а это кражи, грабежи, мошенничества, разбои и квартирные кражи, раскрываемость в Зеленоградском округе самая высокая по Москве. В этом большая заслуга органов внутренних дел и органов исполнительной, государственной власти, которые уделяют серьезное внимание вопросам профилактики и безопасности граждан. Надеюсь, что прокуратура также внесла свой вклад в общее дело, поскольку мы являемся координаторами в сфере борьбы с преступностью и это направление находится в зоне нашего постоянного внимания. 

— В столице активизировалась работа по борьбе с нелегальной миграцией. Недавно начальник столичного главка МВД Владимир Якунин сообщил о снижении преступности среди мигрантов. Как эта работа проводится в Зеленограде? 
— Хочу подчеркнуть, что речь здесь идет об активизации работы именно по противодействию нелегальной миграции. Потому что миграция — понятие совершенно нормальное, естественное и современное. А вот нелегальная миграция — это антипод этого понятия, мы с ней боремся, и эта работа в Зеленограде налажена давно. Прокуратура совместно с окружным управлением внутренних дел и отделом федеральной миграционной службы отрабатывает оперативную информацию по объектам, которые, возможно, используют нелегальную рабочую силу, предоставляют место для проживания нелегальных мигрантов. Мы проводим совместные проверки, обсуждаем эти вопросы на межведомственных совещаниях, и это регулярная, постоянная работа. Недавно у нас прошла операция «Мигрант-2014», в ходе которой сотрудники полиции совершали рейды по торговым объектам, складам, автосервисам, автомойкам и доставляли людей в территориальные отделы МВД для проверки документов, для подтверждения их личности, для проверки по учетам. Конечно, это не значит, что все они — нелегальные мигранты. И после проверки в установленные сроки те, кто легально находился на территории Российской Федерации, в частности в Москве, спокойно выходили из отделов и возвращались к своим трудовым будням на вполне законных основаниях. 

— Одним из направлений работы прокуратуры является защита прав предпринимателей. С какими жалобами чаще всего они к вам обращаются и как вы работаете с такими обращениями? 
— В Зеленоградском округе по моему распоряжению создан общественный совет по защите прав предпринимателей. Мы регулярно встречаемся с предпринимательским активом, и, как мне кажется, у нас сложился нормальный, доверительный диалог. Предприниматели — люди активные, образованные, эрудированные и очень любят рассказывать о своих проблемах, но только, как правило, о тех, что находятся вне сферы моего надзора. Они связаны либо с управленческими решениями правительства города, либо с арендными ставками, их размерами, налогами и так далее. Я же в ходе наших встреч жду от них информации о каких-то незаконных действиях на уровне нашего округа, где мы могли бы им помочь. Например, о том, что кто-то чинит незаконные препятствия в их деятельности, воздвигает не предусмотренные ничем административные барьеры, не говоря уже о таких откровенно преступных проявлениях, как вымогательство денежных средств и так далее. Так вот, ни одной жалобы такого рода на протяжении двух лет, в течение которых мы проводим с ними эту работу, в прокуратуру не поступало. Поэтому каждый раз после таких встреч я делаю для себя вывод, что в помощи прокуратуры предприниматели не нуждаются. Когда прижмет, человек поневоле будет хвататься за любую соломинку, а раз не жалуется, значит, все замечательно, никто на него не давит, никто не прессует… 

— Может быть, бизнесмены просто боятся или не верят в то, что вы можете их защитить? 
— Я вроде повода для недоверия не давал. Кроме того, при реализации информации о давлении на бизнес проводятся оперативно-разыскные мероприятия, задача которых — выявление коррупционеров. Сейчас очень сильно ужесточили наказание за коррупционные преступления, и вероятность того, что за вымогательство взятки можно обойтись условным сроком или штрафом практически равна нулю. То есть сажают людей всерьез и надолго, поэтому показательных мероприятий было бы достаточно, но наши предприниматели не инициируют эти вопросы. Из СМИ мы знаем, что такие факты есть и в Москве, и в других регионах, но, видимо, там людей, как говорится, приперло всерьез. 

— Как в Зеленограде обстоят дела с коррупцией? Каков ее уровень, по вашему мнению? 
— Реальный уровень коррупции, я думаю, не известен никому. И не только в Зеленограде, но и в целом по стране. О нем можно лишь догадываться: ведь если бы был известен реальный уровень коррупции, значит, коррупционеры сидели бы в тюрьме. Но если бы они сидели в тюрьме, то и коррупции бы не было. А она у нас есть. Все традиционно связывают коррупционные проявления с органами власти, с полицией, с прокуратурой, с ЖКХ, с проверками со стороны пожарных, Роспотребнадзора… В реальности я вижу, что в 2014 году, несмотря на все принимаемые мной меры, направленные на выявление взяткополучателей, тех, кто вымогает взятки, работу по противодействию коррупции оперативным службам, к сожалению, не удалось поднять на приемлемый уровень. По итогам года можно видеть, что основные усилия были сосредоточены на выявлении мелких взяткодателей — тех, кто пытается заплатить, дать взятку проверяющим, должностным лицам за то, чтобы его не привлекали к административной ответственности. Мы пытаемся активно работать, но без помощи самих предпринимателей реальной отдачи от такой работы, наверное, ждать все-таки не приходится. Но я обещаю, что в наступающем году этому вопросу будет уделяться больше внимания. Также хочу предупредить людей об ответственности за дачу взятки: давая взятку в тысячу, пять тысяч или больше рублей за то, чтобы в отношении вас не составили административный протокол с наказанием, скажем, в десять тысяч рублей, вы рискуете потерять гораздо больше. По факту дачи взятки могут возбудить уголовное дело, и тогда вы не только заплатите штраф в десятки тысяч рублей, но и заработаете судимость. То есть последствия будут несоизмеримые, и об этом надо серьезно думать, в том числе и о перспективах своих детей, которым сложнее будет найти приличную работу из-за судимости родителей. 

— В задачу прокуратуры входит надзор за исполнением законов в самых различных сферах, в том числе и в социальной. Какие социальные права вам приходилось защищать? 
— Социальные права — это права людей на зарплату, на медицинскую помощь, на жилье, на бесплатный проезд… То есть люди должны иметь гарантированную возможность получить то, что им положено по закону. К сожалению, бывает так, что их этой возможности лишают: из-за несовершенства законодательства, непрофессионализма со стороны ответственных должностных лиц, а иногда — из-за откровенно наплевательского отношения к проблемам людей. Мы постоянно занимаемся этими вопросами. Как пример, ко мне обратилась мама, беспокоящаяся о сыне. Сын уже взрослый, но не вполне здоров: он состоит на учете по психическому заболеванию, многократно лечился в психиатрических клиниках, но дееспособности не лишен. То есть не было судебного решения о том, что он недееспособен и нуждается в установлении над ним опекунства. А беспокойство у мамы вызвал тот факт, что сын сошелся с одной женщиной, и после совместного проживания квартира оказалась оформлена на эту женщину. О том, что мужчина психически болен, она не могла не знать, так как прожила с ним достаточно долгое время, тем не менее у нее хватило совести заключить договор купли-продажи. А пока нет судебного решения о том, что это незаконно, такая сделка является законной. Он дееспособный человек. 

— То есть если бы не мама, то сын мог бы лишиться квартиры? 
— Да. Мы обратились в суд, и наше заявление было удовлетворено. Сделка признана недействительной, и мужчине возвратили квартиру. Еще один случай связан с нарушением права на бесплатный проезд. Прокуратура через суд пыталась обязать управление соцзащиты населения предоставить социальную карту москвича одной женщине, которая является почетным донором Москвы. Она многократно сдавала кровь, на законных основаниях получила абсолютно заслуженное звание почетного донора Москвы и соответствующий нагрудный знак, но механизм выдачи социальных карт, предоставляющих право на бесплатный проезд и на другие льготы, до недавнего времени для Москвы установлен не был. Для Российской Федерации — да, а Москвы — нет. И пришлось обращаться в суд. Правда, пока мы судились и пытались обязать управление социальной защиты предоставить женщине все полагающиеся ей льготы, в законодательство внесли изменения. Наши требования были добровольно удовлетворены, и мы отказались от иска. У нас также была жалоба от одной покупательницы косметики «Дешели». Собственно говоря, у нее были претензии не к качеству косметики, а к тому, что ее уговорили совершить ненужную ей дорогую покупку. Учитывая возраст женщины и то, что она состояла на учете в ПНД с психическим заболеванием, прокуратура провела проверку, в результате который был сделан вывод, что все условия заключенного с ней договора до нее довели ненадлежащим образом. Поэтому сделку потребовали признать недействительной. А сделка — ни много ни мало — почти на 110 тыс. руб.! Женщине не просто продали косметику, ей подложили бумагу о заключении договора потребительского кредита с банком. На самом деле, если человек самостоятелен, дееспособен — надо читать бумаги перед тем, как подписать их. Это мое глубокое убеждение. 

— Андрей Евгеньевич, поздравляем вас с Днем работника прокуратуры и желаем вам и вашим коллегам здоровья, терпения, успехов и мудрости в нелегкой борьбе за правду! 

Подготовила Татьяна Доценко, корреспондент "Зеленоград сегодня" 
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ