Образ здоровья
ОБЩЕСТВО В Зеленограде отмечается рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, мошенническими действиями и грабежами  Фото ©Зеленоград сегодня
26.11.2018     15011    0

В Зеленограде отмечается рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, мошенническими действиями и грабежами

О криминогенной ситуации в Зеленограде в прямом эфире радиокомпании «Зеленоград сегодня» рассказал прокурор Зеленоградского административного округа, старший советник юстиции Андрей ЗАЛЕГИН.

— Андрей Евгеньевич, как часто жители нашего округа обращаются в прокуратуру?

— Я глубоко уверен, что прокуратура — это самый открытый и доступный для любого гражданина орган, куда не нужно записываться за месяц, чтобы попасть, не нужно ждать в очереди. Можно просто прийти, когда возникла необходимость, и получить максимально подробный и дельный совет, ответ, консультацию. У нас прием ведется каждый день, с утра и до вечера, с перерывом на обед. Да, конечно, к нам можно обратиться и по почте — обычным почтовым отправлением. Можно по электронной почте, через сайт прокуратуры города. Можно через сайт государственных услуг. Вариантов обращения много. Вот, допустим, за первое полугодие к нам поступило без малого 1300 обращений. Это только те, кто пришел в прокуратуру, без почтовых отправлений, без электронных обращений. Лично мной уже принято порядка 370 человек с начала года.

— Какова обстановка в Зеленограде, какие виды правонарушений чаще всего фигурируют в сводках?

— В целом ситуация с преступностью по итогам 9 месяцев текущего года по сравнению с прошлым годом улучшилась. Если говорить об общем количестве преступлений, то отмечается весьма существенное снижение именно по зарегистрированным преступлениям, но беспокоят некоторые тенденции, связанные с по-прежнему очень высоким количеством преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. По-прежнему, хоть и с небольшим снижением, отмечается большое количество преступлений, связанных с мошенническими действиями — не экономической направленности, не в сфере предпринимательской деятельности, — а именно в отношении простых граждан. И вдвойне больно, когда это касается пенсионеров, пожилых людей, которые в силу своей доверчивости и определенного жизненного опыта, сформировавшегося еще в те времена, когда было принято людям верить, привыкли…

— …всем открывать двери и всех принимать.

— Вот они в первую очередь и страдают. Правда, сейчас у нас стали часто встречаться варианты, связанные с высокими технологиями, с использованием банковских карт, электронных счетов. Эта категория преступлений тоже развивается очень быстро, и тут уже страдают все подряд.

Приведу пример. Казалось бы, простая ситуация. Человеку нужно что-то продать или что-то купить. Все в основном прибегают не к бумажным объявлениям, как раньше, а к сайтам, у которых действительно большая аудитория. Казалось бы, чего проще. Ты продаешь имущество, а потенциальный покупатель предлагает тебе перевести деньги на карту. Удобно? Безусловно. Но зачем при этом диктовать, помимо номера карты, еще и код на внутренней стороне или же эсэмэски, которые приходят для подтверждения из банка, где у тебя открыт электронный счет? Естественно, карта после такого общения обнуляется, и сколько там было денег, столько уходит. Таких случаев много. И страдают не только пенсионеры, но и молодежь и люди среднего возраста.

Быть настолько доверчивыми в наше время нельзя. Люди идут в полицию. Раскрываются такие преступления крайне тяжело. И даже в том случае, если удается установить лиц, причастных к совершению этого преступления, денежки, как говорится, уже тю-тю. И взыскать ущерб с этого лица крайне проблематично: у него, как говорится, ни гроша за душой. Мы можем только догадываться: возможно, здесь действует группа. Возможно, это никаким образом не оформляется на себя — или просто сразу деньги пропиваются, тратятся на наркотики. Возможны разные варианты, но я говорю о том, с чем лично сталкивался.

— По квартирам меньше стали ходить мошенники? Еще в памяти нашумевшая история про фильтры…

— Зеленоградский округ в этом смысле отличился. Была группа «товарищей», которая на поток поставила преступную работу по продаже фильтров, но это все сопровождалось определенным антуражем. То есть они не просто ходили по квартирам и предлагали свои услуги — в этом вроде бы ничего такого и нет. Вопрос в том, что они вводили людей в заблуждение, наглядно демонстрируя различные опыты с водой из-под крана и принесенной с собой, которая при воздействии определенных химикатов давала такую реакцию, что у человека создавалось впечатление, что воду из-под крана пить нельзя, поскольку там масса вредных веществ.

Это все, как говорится, ловкость рук — элементарное знание химии на уровне средней школы. Но на пенсионеров (в первую очередь на них) такое наглядное представление производило очень сильное впечатление, и десятки из них стали потерпевшими от действий этой группы. В группе были распределены обязанности, был организован так называемый кол-центр, который обзванивал граждан. Представлялись, что они из Мосводоканала. Согласовывали время, обещали скидки. Естественно, «только для вас и только сегодня, с учетом того, что вы — ветеран Куликовской битвы — пожалуйста, вам 10% скидка». И продавали то, что, условно говоря, стоит 10 тыс. руб., за 100 тыс. Вот такой нехитрый «бизнес». Десятки потерпевших.

Дело расследовалось в Главном следственном управлении Главного управления внутренних дел по городу Москве. Но обвинение по этому делу поддерживали сотрудники прокуратуры Зеленограда. Почти год длилось слушание. Люди находились под стражей в большей своей части. И вот на днях состоялся приговор. Они получили сроки.

— Реальные сроки?

— Кто-то, чья роль была не столь значительна, уже отбыл. Но это буквально один-два человека. Все остальные в ближайшее время будут этапированы в места не столь отдаленные. Я считаю, что по заслугам. Поэтому, по крайней мере после того, как эта группа была ликвидирована, аналогичных фактов (по крайней мере тех, о которых стало бы известно прокуратуре либо полиции) не зарегистрировано.

— Возможно, это стало уроком для других мошенников. Есть ли другие громкие резонансные для Зеленограда дела, которые еще только рассматриваются или уже рассмотрены?

— Из того, что приходит на память, — это уголовное дело в отношении семьи Дель. Прошлогодняя история, связанная с массовым изъятием приемных детей из этой семьи в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей, с жестоким обращением с этими детьми.

Я, к сожалению, не могу раскрывать подробности, которые были установлены в ходе расследования, поскольку уголовное дело расследовано и направлено в Зеленоградский суд. Сейчас проводятся слушания в закрытом режиме, поскольку затрагиваются интересы несовершеннолетних. Могу только сказать, что был проделан очень большой объем работы. К работе с такими маленькими детьми привлекались психологи. Разумеется, это не работа прокурора, это работа следователей. Дело было постоянно на контроле. Мы его регулярно заслушивали, определяли вместе те пути движения, необходимые мероприятия, которые еще следует провести для того, чтобы разобраться в каждой детали, в каждом нюансе. Но я надеюсь, что результат будет, потому что мы считаем, что люди виноваты, и будем эту позицию отстаивать в суде. «Мы» — я говорю о своих подчиненных, которые поддерживают государственное обвинение в суде от имени прокуратуры, от имени государства.

— Андрей Евгеньевич, действительно в Зеленограде отмечается рост грабежей?

— На тридцать с лишним процентов вырос показатель грабежей, совершенных в Зеленограде: 42 грабежа за 9 месяцев для такого небольшого округа — это много. Я считаю, что много, потому что, как ни крути, работа по обеспечению наших улиц, дворов, подъездов, магазинов и пр. системами видеонаблюдения и учет всех предыдущих мест, где чаще всего совершались грабежи, должны были бы привести к тому, что эти преступления пойдут на спад. Но, к сожалению, 42 преступления мы имеем.

Правда, надо отметить, что раскрываемость выросла, даже по сравнению с прошлым годом. Их совершено больше, но и раскрыто больше.

— Телефоны выхватывают, деньги?

— Вырывают телефоны, сумочки, отбирают велосипеды. К примеру, если на выходе из магазина охрана или кассир пытаются остановить человека, похитившего бутылку виски, потому что понимают, что он совершил кражу, а он не останавливается и пытается скрыться, то эта кража уже превращается в грабеж — открытое хищение чужого имущества.

Таких случаев хватает. Но, на мой взгляд, это не настолько серьезные преступления. Для меня гораздо страшнее и опаснее, с точки зрения просто жителя, с точки зрения москвича, когда девушка идет домой, а в подъезде или где-нибудь на тропинке в лесопарковой зоне ее толкают в спину, бьют, отбирают имущество. Это непредсказуемо с точки зрения последствий: можно ударить так, что человек может остаться инвалидом, либо, не дай бог, еще что-нибудь страшное случится. Все что угодно может произойти. И у человека остается страх на всю жизнь.

— Андрей Евгеньевич, права работников вы тоже активно защищаете. Где-то зарплату не выплатили, где-то отпуск не предоставили. Обращаются с этим зеленоградцы?

— Конечно, обращаются. За полгода по вопросам, связанным с нарушением трудовых прав, к нам обратилось 80 человек. Казалось бы, много. Но в 2017 году за первое полугодие таких было 138. Динамика, на мой взгляд, говорит сама за себя.

Должен сказать, что, к сожалению, по-прежнему очень распространены случаи, когда человек приходит с жалобой на нарушение своих трудовых прав, а, начиная разбираться в ситуации, мы видим, что он реально никаких трудовых прав не имеет и трудовые отношения между ним и работодателем не сложились, поскольку это, как правило, работники, которые по какой-то устной договоренности выполняют какие-то работы. Или бригада приезжает из другого региона (или даже из другой страны) на какой-то конкретный объем, и они просто с прорабом договорились… Люди совершенно не задумываются о том, что рискуют остаться без копейки.
  
— Очень часто в СМИ Зеленограда фигурируют «резиновые» квартиры. Тоже доходит до уголовных дел?

— Доходит. Предупреждаю тех, кто имеет мысль осуществить фиктивную регистрацию в своей квартире иностранных граждан: не делайте этого! Даже если, условно говоря, вы это сделали за какое-то на самом деле смешное вознаграждение и через несколько месяцев сняли их с учета, это не значит, что вы в свое время не совершили преступление, и вы еще определенный промежуток времени, достаточно длительный, будете подлежать привлечению к уголовной ответственности.

Выявить это очень просто. Все секреты раскрывать не буду. Но уверяю, что наша полиция выявлять и раскрывать такие преступления научилась. Поэтому не портите карьеру себе. А если вам до себя дела нет, то своим детям, потому что любая судимость родителя, близкого родственника для детей, которые потом будут устраиваться куда-то на работу, — это пятно. На это сейчас обращают внимание. Часто это — закрытая дорога в определенные службы.

Беседовала: Мария Зайцева.
Новости
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ