Образ здоровья
ИСТОРИЯ ПАНФИЛОВСКИЙ ПРОСПЕКТ. ИСТОРИЯ ДОРОГИ
31.10.2012     3281    0

ПАНФИЛОВСКИЙ ПРОСПЕКТ. ИСТОРИЯ ДОРОГИ

Панфиловский проспект — современная, недавно реконструированная и расширенная магистраль. Ныне трудно представить себе Зеленоград без одной из двух крупнейших (вместе с Центральным проспектом) транспортных артерий города. Свое нынешнее название проспект получил в 1965 г., в память о событиях Великой Отечественной войны: в ноябре — декабре 1941 г. примерно по линии трассы проходил рубеж обороны Москвы, который в трудных боях отстаивали в числе других соединений и панфиловцы — бойцы 8-й гвардейской стрелковой дивизии.

Этот факт и был зафиксирован в названии проспекта. Но на самом деле история Панфиловского проспекта намного старше. Для начала обоснуем нижнюю временную границу построения дороги. Деревня Крюково до середины XIX века не представляла собой достаточно крупное поселение, чтобы вести от него устойчивую дорогу на Петербургский тракт. А вот в 1851 г., когда открыли движение по Николаевской железной дороге и специально для этого примерно в полукилометре от старой деревни построили станцию Крюково, значение места существенно возросло. Но куда же вела эта дорога? От станции — к Петербургскому тракту и только? Любопытна версия, высказанная краеведом И. Быстровым в недавней беседе. Он предположил, что дорогу впервые «пробил» князь Эспер Белосельский-Белозерский, который владел поместьем в Льялово. Дело в том, что в 1840-х гг. князь занимал должность инспектора строящейся железной дороги, и, возможно, для удобства сообщения с усадьбой им или с его подачи и было выбрано как место для первой крупной станции от Москвы, так и направление соединяющейся с ней дороги на Льялово. Версия очень изящная и красивая, и даже тот факт, что князь умер в 1846 г., за 5 лет до открытия железной дороги, не противоречит ей, поскольку «железка» строилась не один год, и в 40-х гг. вполне мог уже быть построен участок Москва — Крюково.

Известно, что в начале XX века дорога к усадьбе Морозова (так стало называться приобретенное купцом Николаем Морозовым поместье в Льялово) уже существовала. Это подтверждается генеральным топографическим планом усадьбы Морозовка 1937 г., ставшей к тому времени домом отдыха. А вот от официальных топографических карт, которые в советское время составлялись в основном для того, чтобы «обмануть врага», добиться толку не удалось. И попытка установить, когда впервые появляется на карте трасса Крюково — Льялово, дала сомнительный результат: на карте 1931 г. ее еще нет, а 1939 г. — уже есть.

Но что мы можем сказать о характере дороги? Была ли она булыжной или просто грунтовой? Когда времени положили асфальт? Здесь могли бы помочь воспоминания старожилов. Но воспоминания, как и любой исторический источник, — вещь субъективная. Например, по свидетельству жителей села Льялово Л. Н. Моисеевой 1940 г.р., И .С. и Н. С. Апраксиных 1926 и 1938 г. р., дорога в 1940-х гг. еще была булыжной — из плоского и достаточно ровного булыжника. А в беседе с Б. В. Лариным, который родился в д. Матушкино в 1932 г., и с Е. Н. Паксютиной (в девичестве — Апраксиной, уроженкой с. Льялово, 1924 г. р.), выясняется, что участок дороги Крюково — Льялово за Ленинградкой в сторону Льялово уже во второй половине 1930-х гг. был заасфальтирован. Это была правительственного значения «циковская» дорога, по которой в дом отдыха «Морозовка» ездило отдыхать партийное советское начальство: Калинин, Куйбышев и другие. Таким образом, относительно состояния участка дороги за Ленинградкой приходится домысливать, в частности, допустить предположение, что указанный участок дороги после войны был не в лучшем состоянии. К тому же, как единодушно вспоминают старожилы, близлежащий к д. Льялово приречный участок часто затапливался рекой Клязьма и, возможно, требовал постоянного ремонта до тех пор, пока в послевоенное время надпойменные участки около реки не осушили.

А вот как описал часть дороги от Ленинградки до Крюково Н. А. Гарашин, уроженец Крюково, 1941 г.р.: «Она была булыжной. У развилки, примерно где сейчас установлен рекламный щит с указателем на краеведческий музей, только на другой стороне (у магазина «Билла». — Прим. авт.), сидел специальный работник, в чью обязанность входило колоть булыжник подходящего для дороги размера и формы. Для этого у него было специальное оборудование. А обычный сезонный ремонт и укладку булыжника поручали зэкам из соседнего Крюковского учреждения».

Итак, на основе документальных материалов и воспоминаний старожилов вырисовывается такая картина: дорога от Крюково на Льялово хоть и стара сама по себе, но с исторической точки зрения относительно молода — ей никак не более 170 лет (по сравнению с грунтовой дорогой вдоль реки от Льялово на Клушино, например, которой значительно больше). Поначалу нынешний Панфиловский проспект, вероятно, был обычной грунтовой дорогой, вскоре его вымостили булыжником на всем протяжении — от Крюково до Льялово. Таким он и оставался до середины 1930-х гг. Затем участок от Ленинградки до морозовского правительственного дома отдыха первым заасфальтировали, а уже после начала строительства Зеленограда в 1958 г. и зеленоградскую часть Панфиловского проспекта сделали асфальтовой.

Считается, что топоним в своем названии — одна из категорий, лучше всего вбирающая и сохраняющая культурную традицию и память. И, наверное, было бы правильным включить в уже привычное и устоявшееся название «Панфиловский проспект» какой-нибудь элемент, хотя бы в названии одной из остановок, отражающий ее давнее 100-летнее прошлое.

А. Кустов

На фото: усадьба Морозова

Статья опубликована в № 128 газеты "Зеленоград сегодня" от 30 октября 2012г.

Опубликовать:
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ