Образ здоровья
ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ЗЕЛЕНОГРАДА. КРАТКИЙ КУРС – 1986 год  http://ruscosmos.narod.ru
24.09.2014     2572    0

ИСТОРИЯ ЗЕЛЕНОГРАДА. КРАТКИЙ КУРС – 1986 год


Центр информатики и электроники (ЦИЭ) 

22 мая 1986 года вышло Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о развитии микроэлектронной промышленности страны и о строительстве второй очереди города Зеленограда на территории поселков Крюково, Алабушево. 

Это был грандиозный замысел… Да, прежние заслуги Зеленограда немалы: мы, зеленоградцы, создали и развили новую отрасль современной технологии — микроэлектронику. И снова — дальше… 

В районе Крюкова, за железнодорожной чертой, стремительно стал выстраиваться комплекс из 12 заводов и НИИ. Это был проект, который должен был объединить микроэлектронные и компьютерные усилия всех так называемых социалистических стран. В отличие от ранее созданного (в 1962 году) НПО «Научный центр», который подчинялся Министерству электронной промышленности, новый центр должен был стать межведомственным с последующим выходом на международный уровень в рамках СЭВ. 

Одним из главных НИИ был САПРАН (научно-исследовательский институт систем автоматизированного проектирования радиоэлектронной аппаратуры и сверхбольших интегральных схем). Его первым директором был член-корреспондент АН СССР Борис Васильевич Баталов, первым заместителем — Александр Леонидович Стемпковский, с 2000 года — член-корреспондент Российской академии наук. 

Как всегда, в первую очередь строили жилье. А заводы и НИИ не успели соорудить — настала «большая перемена». Уцелел лишь НИИ САПРАН (с апреля 1998 года — Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН). В шести реконструированных корпусах расположился таможенный терминал, а некоторые из заброшенных корпусов стали ареной пейнтбольных игр. 

Опасность такого развития событий неоднократно предсказывал генеральный архитектор города Игорь Александрович Покровский («Сорок один», 3 апреля 1997 года): «В свое время, когда решался вопрос о месте строительства Центра информатики и электроники (ЦИЭ), из многих был выбран наш город. По всем правительственным решениям намечалось завершить этот объект к 1995 году. Это и развитие производства, рабочие места, поэтому параллельно возводились жилые дома на той стороне для новых сотрудников ЦИЭ. 

Жилье вошло в планы Москвы. Финансирование строительства Зеленограда шло из двух карманов: столичного бюджета (жилье) и МЭП (оборонка). Все зеленоградцы знают, какими темпами росли корпуса. Город перешагнул за железную дорогу Москва — С.-Петербург, оказался разделенным этой магистралью. 

И еще раз он напоминал («Сорок один», 3 марта 2001 года) о неоднозначно принятом в свое время решении о создании в Зеленограде ЦИЭ. «Это заставило «перекинуть» город на ту сторону железной дороги, и сегодня Зеленоград состоит из двух раздельных частей, связанных между собой большей частью административно. Железная дорога разрезала город — это проблема». 
А кто прислушивается к художникам? 

«Ведогонь-театр» 

Елена и Павел Курочкины окончили Высшее театральное училище им. Щукина в 1985 году. Прошли четыре дипломных спектакля: «Антигона», «Снегурочка», «Месяц в деревне», «Домик на окраине». Вспоминает Елена: «Мы собирались у Марины Евгеньевны, читали пьесы, стихи. Вслух (к сожалению, сейчас эта культура совместного чтения утрачивается, а зря). Ходили на концерты, слушали оперы Валерия Волкова… Царила атмосфера творческого подъема, было ощущение безграничности своих сил». 

«С 1986 года Елена и Павел уже муж и жена. Для Павла этот город — родной: он здесь родился (в 1963 году), учился, даже пел в хоре «Кантилена»… А пока в воздухе витает благородная идея — создать в городе театр. На дворе — 1986 год . И пятеро единомышленников, вчерашних однокурсников. 

— Профессиональный театр нас не устраивал, мы хотели сделать что-то свое, даже полагали, что обязаны. Не было практического опыта, не видели сложностей… 

Помогли друзья — Александр Чуенко, Анатолий Смирнов. Подключилась Татьяна Николаевна Забелина. «Я вам помогу», — заверила она. Так появился «Ведогонь» — каким мы его знаем — в скромном хозблоке корпуса 617 Зеленограда. Где и декорации-то толком хранить негде. 

Это изначально был не просто театр, а Школа эстетического воспитания, основная задача которой — воспитать зрителя. 

— Считаю, что все это было не напрасно и дало свои результаты, — уверена Елена

Начинали с фольклора (и по сей день он — удачное и озорное дитя театра). «Московская ярмарка» — действо, в котором участвовало около 70 ребят. Затем был спектакль «Последние свидетели», родившийся из документов детей военных лет. 

«Сны о Татьяне» — версия пушкинского «Евгения Онегина», «День-денешенек», «Грешные люди» (по рассказам А. П. Чехова), «Я буду приходить» (по произведениям В. Распутина), «Одержимая» Леси Украинки — это история «дотеатральной » жизни, сохранившаяся на фото и в памяти. 

Театральные спектакли «Ведогоня» («Охота на носорога» Л. Гумилева, «Парад алле, бездельники!» Р. Тома, «Пахомушка», «Бузинная матушка» (сказка Г.-Х. Андерсена), «Двойная игра» У. Конгрива, «Обнаженная» Л. Пиранделло и пр.) успели посмотреть, наверное, многие зеленоградцы. 

Помимо актерской театральной работы Елена и Павел ведут работу педагогическую — преподают актерское мастерство в Щепкинском училище. И, конечно же, продолжают воспитывать юных зрителей и актеров в самом «Ведогонь-театре» («Сорок один», 10 декабря 1997 год, И. Юнисова). 

Искусство и литература — 86 

Однажды в квартире художника Ирины Геннадьевны Симоновой раздался звонок. На другом конце провода вежливым голосом инструктор ЦК КПСС назначил ей встречу по поводу важного заказа. 

Разговор был деловым и лаконичным. Ей предложили в сжатые сроки выполнить два гобелена. Один Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев должен был подарить ООН во время своего выступлении там, другой — преподнести в качестве подарка тогдашнему президенту США Рональду Рейгану. Тему определили абстрактно — мир. И никакой идеологии и пропаганды за коммунизм. 

Времени на выполнение эскизов отпустили до смешного мало. Пришлось привлечь к работе мужа — художника Леонида Панченко. Днем и ночью создавали один эскиз за другим, пока четко не выкристаллизовалась композиция, символизирующая единство природы, экологии и женского начала. В работе над эскизом помог и восьмилетний сын Артем. Фрагмент одного из его эскизов органично вписался в коллективный труд. Для подарка Р. Рейгану Ирина персонально разработала эскиз. Будущий гобелен назывался «Цветение». 

Обе работы получились впечатляющими. Вскоре вместе с советской делегацией их отправили в Штаты. Гобелен «Мир» и сейчас висит в одном из помещений ООН, а «Цветение» хранится на ранчо Р. Рейгана…» («Центральный проспект», 26 декабря 1998 год, А. Миль).

В 1986 году были сложности с академическим хором «Ковчег» Дворца культуры. С уходом Бориса Андреевича Лаврентьева, руководившего хором со дня его основания в 1983 году, хор был распущен, но осиротевший коллектив взял под свое крыло главный хормейстер Академического хора Союза СССР Станислав Семенович Калинин. И в сентябре того же 1986 года хор возобновил свою деятельность. В этот период вместе с хором выступал зеленоградец Евгений Лонгинов, врач, заслуженный работник культуры, лауреат международных конкурсов вокалистов. 

В 1986-88 годах хором «Ковчег» руководила Ирина Карпман
24 февраля 1986 года (тогда торжественно добавляли — «за день до начала работы XXYII съезда партии») состоялось хорошо организованное открытие одного из трех новых в Москве выставочных залов. Он занял часть первого этажа дома, известного в Зеленограде под названием «Флейта». По общему согласию возможность первыми продемонстрировать здесь свои работы была предоставлена самодеятельным художникам города. Исполком горсовета рядом выделил помещение для нового молодежного кафе с безалкогольным меню. 

В ноябре 1986 года в Зеленограде на базе средней школы № 608 открылась детская художественная школа № 9. Первым директором школы стал А. А. Ягорцев. Художниками сразу захотели стать 220 ребят. Позднее детской художественной школе передали помещение Дома пионеров (корп. 435) и помещение в корп. 1412. 

Уже в декабре 1986 года состоялась первая выставка педагогов школы: 130 произведений живописи и графики были выданы на суд ценителей прекрасного. 

В зеленоградской художественной школе № 9 занимаются живописью, графикой, скульптурой и гобеленом свыше 500 учащихся. При школе есть музей детского творчества, существует он с 1991 года. Произведения учащихся художественной школы № 9 неоднократно экспонировались в Германии, Швеции, США, Польше. 

Есть особый вид искусства, нелегкий, но более демократичный, чем писание красками, — фотоискусство. Художником здесь быть — еще труднее… И у нас, в Зеленограде, есть большой фотохудожник — Вячеслав Киселев. О его фотополотнах можно написать много, но у нас на странице — 1986 год, и именно в этом году в журнале Soviet Life был опубликован его фоторепортаж о нашем Зеленограде. 

А на следующий год Вячеслав Киселев вошел в сотню лучших фоторепортеров мира на конкурсе фирмы «Коллинз» под названием «Один день из жизни СССР». 

6 марта 1986 года был подписан к печати совместный сборник стихов советских и болгарских поэтов о космосе «Звездный час». Один из редакторов и авторов этого сборника — известный российский поэт зеленоградец Анатолий Щербаков. На следующий год сборник вышел в Софии на болгарском языке. 

«Мир» — 15 лет на орбите 

В 1986 году была запущена в космос орбитальная станция «Мир». Микроэлектронное оборудование для нее сделано в Зеленограде, в основном на предприятиях «Элас», «Микрон». Зеленоградские микросхемы надежно проработали на станции «Мир» в течение 15 лет, почти в три раза превысив гарантийный срок. Все же 23 марта 2001 года станция прекратила свою работу… 

Вот репортаж о последних минутах ее жизни («Комсомольская правда», 24 марта 2001 года): «8.16. На несколько минут включается телекамера на базовом блоке станции. Видно, как справа, словно краешек карусели, все приближаясь, вертится наш земной шарик. 
На табло транспарант: идут 5511-е сутки, станция совершает свой 86331-й виток. Последний… 
8.29. Двигатель грузовика отработал положенное время. Станция ориентирована на вход в атмосферу. Но двигатель не отключен. Он будет работать, пока не выработает все топливо. До Земли 166 километров. 
8.33. Последний центр связи, расположенный под Владивостоком, потерял с «Миром» связь. Больше мы его никогда не услышим. Зажигается транспарант: «До входа в атмосферу — 12 минут». 
Что будет с нашей пилотируемой космонавтикой дальше? 
…В свое время нам удалось сделать первую станцию «Салют» (с зеленоградскими интегральными схемами. — И. Б.) за 14 месяцев. Сейчас есть наработки и по новой орбитальной станции, и по кораблю для межпланетных перелетов. Если поставить задачу, за 5 лет мы сможем проработать и подготовить к запуску и по одной, и по другой программе. 
8.39. Двигатели «Прогресса» выработали все топливо. 
8.42. «Мир» входит в плотные слои атмосферы. Высота около 100 километров. 
8.46. Баллистики подтверждают, что станция снижается по расчетной траектории. 
8.52. В 80 километрах над Землей началось разрушение комплекса. Сначала раскаленным потоком воздуха сорвало солнечные батареи, навесное оборудование, экранно-вакуумную изоляцию. Затем состыкованные модули оторвались друг от друга и превратились в огненные факелы. Фрагменты станции несутся к Земле с огромной скоростью… 
9.01. Останки «Мира» рухнули в Тихом океане. Ориентировочная точка затопления основных частей — 40 градусов южной широты, 160 градусов западной долготы. В этом месте глубина океана — около пяти тысяч метров…» 

В 1986 году филиал медицинского училища №19 в Зеленограде получил статус самостоятельного учебного заведения под названием «Медицинское училище №23». Тогда же для него было построено новое здание (ранее, с 1971 года, филиал располагался в одноэтажном домике всего с четырьмя малыми аудиториями-классами). В декабре 2008 года училище было переименовано в Медицинский колледж №8. 
Колледж готовит специалистов со средним профессиональным образованием по двум специальностям: «лечебное дело» (фельдшер); «сестринское дело» (медицинская сестра широкого профиля). 

Игорь Быстров
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ