Образ здоровья
ОБЩЕСТВО К 65-летию Зеленограда: МОДЕСТ  ЯКОВЛЕВИЧ  КИТТАРЫ
27.07.2022     989    0

К 65-летию Зеленограда: МОДЕСТ ЯКОВЛЕВИЧ КИТТАРЫ

Первым из знаменитых людей, кто «открыл» для себя нашу малую родину, был Модест Яковлевич Киттары. К сожалению, личность и деятельность его не привлекли должного внимания исследователей. Что особенно печально, не сохранился архив московского и петербургского периодов его жизни. А вот наши предки, жившие в конце Х1Х в., оказались благодарными. Они сохранили память о выдающемся ученом и педагоге, талантливом журналисте-просветителе и щедром благотворителе. В церковной ограде, рядом с могилами представителей династии Нероновых, чьими стараниями возводился храм,   стоит памятник-часовня. Внутри горит свеча. На памятнике высечены годы жизни -1806-1889, имя – Киттары Модест Яковлевич и прекрасные слова любви и признания : «И делал он благое дело, надеясь, веруя, любя». (В некоторых публикациях сообщается, что часовню возвели на могиле Киттары М.Я. Это не так, он похоронен в С-Петербурге.)

Свое присутствие на нашей малой родине он начинает с благотворительности. Не имея к этому времени достаточных средств, чтобы построить здание для занятий с детьми крестьян, он сам проводит занятия в собственном доме, в качестве преподавателей привлекает своих родственников – священника И.А.Виноградова и его жену, Софью Яковлевну. К сожалению, через три года школа закрывается в связи с назначением Модеста Яковлевича на новое место работы и переездом в С-Петербург. Но от задуманного проекта – школы для крестьянских детей он не отказался. Скопив средства, в 1877 году приступает к его реализации. Было построено здание, закуплены мебель, учебные пособия. В первый год за парты сели 42 ученика, через год их число увеличилось. Со временем школа была преобразована в двухгодичное училище по образцу учебных заведений   Министерства образования. М.Я.Киттары часто навещал «свое детище»: посещал занятия, присутствовал на экзаменах, контролировал все сферы деятельности. Вскоре его училище становится одним из лучших в Московском уезде. Он планировал открыть при училище ремесленные классы, чтобы выпускники, овладев профессией, могли работать. Предвидя близкую кончину, Модест Яковлевич составляет духовное завещание: 10 000 рублей (очень большие деньги по тем временам) перечисляются в Министерство народного образования, ему же передается в собственность земля и здание со всем имуществом с тем, чтобы оно взяло под свое ведение созданное им училище. Однако выделенных средств на функционирование школы не хватало. Тогда его родственник, преподаватель Тверской духовной семинарии обратился в Министерство народного образования с просьбой в память о заслугах покойного профессора поддержать училище и выделить дополнительные средства. Просьба была удовлетворена. (Кстати, в завещании М.Я.Киттары распорядился 20 000 рублей направить на устройство народных школ в Казанском учебном округе в память о том месте, где началась его карьера ученого, журналиста, где пробудился у него интерес к русской промышленности, над созданием ее научно-методической базы он трудился всю свою жизнь.) Духовное завещание , оставленное после смерти, отражает заботы и переживания по поводу промышленного образования простого народа. Что нам удалось узнать еще об этом человеке? Родился он в самом начале Х1Х в. в семье ссыльного польского дворянина в далекой Перми. В этом же городе окончил гимназию, затем многие годы его жизни связаны с Казанью. Здесь, в Казанском университете, еще в студенческие годы начинается интенсивный период научной и журналистской деятельности. За исследования в области зоологии его награждают золотой медалью,   в 20 лет он уже защитил диссертацию. Спустя всего семь лет после окончания университета его как разностороннего специалиста направляют на Всемирную выставку в Лондон. Перед молодым ученым ставится сложнейшая задача -–оценить с научной точки зрения представленные экспонаты. Блестящий отчет о результатах анализа экспонатов имел далеко идущие последствия. С целью оперативного ознакомления     научного сообщества с материалами Всемирной выставки, он их публикует в популярном журнале «Отечественные записки». Это была первая проба пера, открывшая новую грань его таланта. Статья способствовала более энергичному продвижению новых идей, инициировала организацию выставок по сельскохозяйственным проблемам в Казани (1852 г.), Вятке (1854 г.) С этого момента его научная деятельность тесно связана с журналистикой и преподаванием В 1853 г. его приглашают работать в Казанский университет на кафедру технологии, что свидетельствует о кардинальном изменении его научных изысканий. Такая перемена объясняется тем, что зарождающаяся российская промышленность остро нуждалась в технологических знаниях. Как преподаватель в качестве профессора он оставил о себе добрую память. Его ученики вспоминали: «Модест Яковлевича на кафедре себя чувствовал, как рыба в воде, его лекции были занимательные, живые, разнообразные. Отличался от других педагогов своим демократизмом, учтивостью, доброжелательностью. Особо нравилась студентам его близость к интересам молодежи, искреннее желание быть ей полезным, даже, казалось бы, в мелочах: занимался внеклассной работой, например, помогал организовывать студенческие праздники. В итоге - общая оценка личности: «только один Модест Яковлевич не осмеян студентами… это идеальный человек». Большой популярностью пользовались в Казани его бесплатные публичные лекции по химии и технологии. Актуальность проблем для практической деятельности, желание расширить число «потребителей» полезной научно-практической информации, мотивируют М.Я.Киттары заниматься активной просветительско-журналистской деятельностью. Его статьи, основанные на изучении опыта промышленных предприятий Поволжского края, направлены на улучшение производства, внедрение рациональных методов. При деятельном участии М.Я.Киттары в Казанском университете открывается Технологический музей: собственными руками он собрал около 900 образцов технологических продуктов и опубликовал по ним каталог. В 1854-57 гг. М.Я Киттары – секретарь Казанского экономического общества. Ему принадлежат идея и основная часть работы по открытию журнала. Как научный редактор и автор собственных статей (свыше 150) он стремился освещать в журнале материал по различным вопросам развития промышленности и кустарных промыслов, улучшения земледельческой культуры, технически-ремесленного образования. Все это, безусловно, способствовало продвижению его рациональных воззрений в казанскую жизнь. Осознавая огромную значимость просветительской работы, он ходатайствует перед высшими государственными инстанциями об открытии в 1857 году нового издания.   Обосновывая идею «Промышленного листка» «желанием быть полезным отечественной промышленности», он раскрывает свой замысел: «постоянно знакомить публику с ходом и состоянием различных отраслей промышленности и торговли как отечественной, так и иностранной, своевременно сообщать все новое и интересное, облегчить сношение лиц, посвятивших себя промышленности». О масштабности проекта свидетельствует детально разработанная программа действий в соответствии с разделами журнала: 1.Меры правительства и административные распоряжения (как общие, так и частные, касающиеся всех отраслей промышленности и торговли). 2. Извести отечественные. Промышленность. Сельское хозяйство. Заводы, фабрики, частные открытия, изобретательство с критической оценкой и приложением чертежей и рисунков, Торговля: о ценности товаров и сырья, о движении ярмарок, судоходства, железных дорог, ввозе и вывозе, ценности акций, сравнительном курсе и т.п. 3. Известия иностранные того же содержания. 4. Корреспонденции и извещения. Краткие вопросы и ответы редакции по промышленности и торговле, сношения с иностранными торговыми домами; извещения о различных предметах промышленности и торговли; о выпускниках промышленно-учебных заведений , предлагающих свои услуги. 5. Прибавление к «Промышленному листку»: Письма, беседы, рассказы и другие популярные статьи по различным вопросам по промышленности и торговли.

      Как видим, никакой политики. А время-то было очень неспокойное, Журнал «Современник» под редакцией певца крестьянской демократии Н.А.Некрасова завоевывал умы и сердца молодежи, горячие головы звали Русь к топору:

            Иди в огонь за честь Отчизны,

            За убежденья, за любовь,

            Иди и гибни безупречно.

            Умрешь недаром, дело прочно,

            Когда под ним струится кровь.

         Начиналась эпоха студенческих волнений, бунтов крестьян за освобождение от крепостничества, а затем освобожденных крестьян, волновалась Польша, в которой все-таки произошло восстание. Можно было бы предположить, что как сын ссыльного поляка, он мог бы проявить в той или иной форме сочувствие. Но этого не было. Вся его научная, педагогическая и просветительская работа была направлена на развитие экономики России, подготовку кадров, поддержку купеческого сословия, которое выступило своеобразным локомотивом развития предпринимательства. Мощный поток инициативных, способных, деловых людей всех слоев общества охватил своим влиянием почти все сферы общественно-экономической и в некоторой степени культурной жизни страны. Как известно, теория освещает путь практике. Его многочисленные статьи, публичные лекции для начинающих предпринимателей и уже состоявшихся купцов способствовали открытию в Казани крупных по тому времени заводов – стеаринового, кожевенного и др.. Купеческое сословие по достоинству оценило М.Я.Киттары, его знания и гражданскую позицию, Оно стало «хлопотать» об открытии в Московском университете кафедры технологии с дальним прицелом: пригласить в Москву Киттары М.Я. Хлопоты увенчались успехом. Свыше 20 лет (с 1857 по 1879 г.) М.Я Китарры проработал в Московском университете; был профессором на кафедре технологии, сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры физико-математического факультета. В 1863 г. он принял в заведование кафедру технологии, которая была открыта на средства московских купцов и фабрикантов. В 1860-е годы по его инициативе был открыт Промышленный музей, в котором читали лекции известные ученые. Пропагандой технических знаний он занимался в Московском ремесленном училище, а также в Московской практической академии коммерческих наук. В это же время его избирают Секретарем Московского сельскохозяйственного общества. Знания по этой проблеме помогли ему создать передовое по тому времени хозяйство в своем имении в Горетовке. Вольное экономическое общество наградило М.Я.Киттары золотой медалью за изобретение простого и дешевого способа изготовления консервов, занимался выделкой кож для солдатских сапог и другими полезными для людей делами. Его деятельностью заинтересовалось Военное ведомство. Он переезжает в С-Петербург, читает там лекции интендантским чиновникам по технологии и товароведению. Позднее был назначен председателем технологического комитета при Главном интендантском управлении Военного министерства. Как прозорливый человек, он понимал значение передачи историчесого опыта последующим поколениям. Им основаны Технический музей в Казанском и Промышленный в Московском университетах.

      Имя Модеста Яковлевича Киттары было известно и за рубежом – в Западной Европе и Америке. Изобретенная им машина для сортировки сукон удостоилась золотой медали      Всемирной выставки в Филадельфии, а его труд «Кожевенное производство в России» издан в США на английском и немецком языках.

     Вот таким был наш земляк М.Я.Киттары. Он жил интересами русской промышлености, приветствовал быстрый рост купечества, ратовал за улучшение его образования, открытие различных учебных заведений. Для нас, его земляков, очень важны два итога его деятельности на нашей малой родине: во-первых, он, открыв школу для крестьянских детей и подростков, способствовал их нравственному воспитанию. Известно, что в этом возрасте они отождествляют себя с теми, кто им нравится и за что. М.Я.Киттары любили не только дети, но взрослые, которые по достоинству оценили его бескорыстное желание делать добро. И во-вторых, его тесная связь с московским купечеством и профессурой Московского университета способствовала тому, что наши места стали обустраивать другие представители столичного общества.

Автор: Александра Васильева

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ