Образ здоровья
ОБЩЕСТВО Александр Балашов: «МИЭТ — не место работы, а среда, в которой живу»  Александр Балашов, декан факультета прикладных информационных технологий (ПрИТ) МИЭТ (ТУ)
21.12.2015     22875    0

Александр Балашов: «МИЭТ — не место работы, а среда, в которой живу»

  К 50-летию МИЭТа

Мы продолжаем серию интервью с людьми, для которых слова «МИЭТ — это жизнь, это семья» являются не дежурным лозунгом в год 50-летнего юбилея университета, а искренним выражением чувств. Как бы далеко от Зеленограда и от полученной специальности ни забросила судьба выпускника, для него обязательно с этой фразы начинается любой разговор об институте. Что уж говорить о тех, кто действительно почти всю жизнь связан с его аудиториями и лабораториями, о тех, кому МИЭТ открыл дорогу к научным и конструкторским открытиям.

О выборе жизненного пути, студенческих годах, педагогике и психологии корреспондент «Зеленоград сегодня» побеседовал с деканом факультета прикладных информационных технологий (ПрИТ) — самым молодым деканом МИЭТа, доцентом кафедр интегральной электроники и микросистем и корпоративных информационных технологий и систем, кандидатом технических наук Александром Балашовым.


— Александр Геннадьевич, расскажите о хронологии ваших отношений с вузом-юбиляром.
— Я приехал в Москву из Тюменской области в 1996 году. Время, как мы помним, было не самое подходящее для обучения. Решение о том, как жить дальше — зарабатывать мелкой торговлей, как многие ровесники, или идти учиться, — далось нелегко. Выбрал знания. Так я впервые оказался в стенах МИЭТа. В 2003-м окончил факультет электроники и компьютерных технологий и поступил в аспирантуру. В 2006-м защитил кандидатскую диссертацию и стал преподавать. В 2007 году был создан факультет ПрИТ, а в 2010-м мне предложили его возглавить.

— Ваши специальность и тема диссертации находятся в сфере электроники. Как получилось, что вы стали заниматься информационными технологиями?
— Когда я стал вести лабораторные занятия по курсу «Компьютерное моделирование интегральных приборов», увидел, что не все ребята способны одинаково воспринимать эту непростую дисциплину. Некоторые систематически не успевали, что приводило к исключению из института. Я увлекся мыслью решить эту проблему, найти инструменты для того, чтобы студенты более эффективно воспринимали информацию. Вспомнил свое студенчество, общежитие. Как мы набивались чуть ли не всей группой в маленькую комнату накануне сдачи курсовой работы или экзамена. Ребята, которые хорошо владели темой, подробно и доступно объясняли всем материал. Так повышался общий уровень знаний нашей компании.
Нового в этом ничего не было. Традиция взаимопомощи студентов в МИЭТе существовала всегда. Но в какой-то момент, как мне кажется, студенты стали более разобщены, с меньшей охотой помогали друг другу. Поэтому мы с коллегой Николаем Владимировичем Гуминовым разработали ряд инструментов для организации командного выполнения курсовых проектов.
Преимуществ у этой системы было несколько. Стало невозможным для студента перед сдачей найти в Интернете готовый вариант и просто скопировать, требовался творческий подход. Ребята учились работать командно. Причем каждый член группы выполнял и сдавал свою часть задачи, а оценка ставилась общая. То есть сильные учащиеся обязаны помогать отстающим. Подчеркиваю, не выполнять за них, а именно помогать понять материал. Существовал и психологический аспект. Студентам приходилось сначала находить контакт друг с другом, понимать, как разделять работу между собой, как правильно координировать свою деятельность. Курсовые были такого объема, что одному человеку было справиться сложно — нужно было как-то разделять обязанности.
Вначале, естественно, были трудности: студенты не сразу включились в новую систему, возникло большое количество должников. Зато в следующем семестре работа пошла уже планомерно.
Наша методика заинтересовала студентов и преподавателей других факультетов, получила одобрение проректора по учебной части Ирины Гургеновны Игнатовой. Я стал участвовать в других проектах университета, а через некоторое время мне предложили работать на факультете ПРиТ в качестве декана.

— Вы сделали упор на то, что воспользовались опытом своих ученических лет, приложив его к существующим в МИЭТе традициям студенчества. Но часто приходится слышать, что в 90-е многие традиции и принципы были утеряны. Получается, что вы их возрождаете?
— К счастью, все традиции удалось сохранить старшим поколениям преподавателей и выпускников. Понятие «миэтовская семья» живет. Просто в годы моей учебы у большинства ребят мысли были заняты выживанием. Разрушилась система студсоветов, попытки организовать интересное мероприятие для общения разбивались о глухую стену. В общежитии среди студентов царил дух анархии.
Потом ситуация в стране стала стабилизироваться. Преподаватели и студенты смогли сконцентрироваться на учебе. Возродились и стали реально действующими структурами студенческие советы, которые следят за дисциплиной, вместе с кураторами опекают первокурсников, помогают им адаптироваться в университете. Появились вожатские отряды, есть студсовет общежития.
Безусловно, в том, что традиции МИЭТа живы, огромная заслуга руководства и преподавателей. Я не знаю ни одного случая, когда кто-либо из преподавательского состава отказал в общении студенту, в дополнительном занятии или консультации. В этом еще одна традиция МИЭТа: нарушить добрые отношения может только студент, пренебрежительно относящийся к дисциплине, которую ведет преподаватель. Уже работая деканом ПрИТа, я почувствовал важный момент: ребятам нужна возможность пообщаться с преподавателем в неформальной обстановке. Недавно они организовали мероприятие с настольными играми, чаепитием и пригласили меня. Два часа пролетели незаметно, я получил огромное удовольствие от общения.

— Вам удается сохранять дистанцию в таком общении? Все-таки вы молоды, бегаете марафон, общаетесь со студентами в соцсетях.
— Дистанция в МИЭТе не принята. Есть взаимоуважение, субординация, но барьеры отсутствуют. Я всегда обращаюсь к ребятам на «вы», и они соблюдают положенные рамки. Но это не мешает нам обсуждать любые вопросы, и не только учебные. Я такой же член миэтовской семьи, только уже не студент, а декан. Университет очень многое мне дал. Здесь я сформировался как личность.
Это не просто место работы. Я и моя жена — миэтовцы, дети по духу — тоже миэтовцы. МИЭТ — среда, в которой я живу!

Беседовал Вадим Стравчинский, корреспондент "Зеленоград сегодня"

К 50-летию МИЭТа


К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ