Образ здоровья
ОБЩЕСТВО Медицинские мелочи или «Дьявол кроется в деталях»  ©Фото из архива "Зеленоград сегодня"/ Zelenograd-news.ru
11.03.2016     30872    5

Медицинские мелочи или «Дьявол кроется в деталях»

Эту фразу уже настолько затиражировали, что мало кто помнит ее начальный смысл. Филологи дают две трактовки поговорки, пришедшей к нам, то ли из немецкого, то ли из английского языка. Первая: характеристика «громкого», но провального проекта, ошибки которого всплывают потом, когда заказчик-потребитель сталкивается с его реализацией. И вторая: попытка одного из оппонентов увести дискуссию от главной темы в подробный и малоинтересный анализ одной их многочисленных деталей.

Оспаривать грандиозность и масштаб реформы здравоохранения в Москве бессмысленно – стук молотков и визг пил до сих пор не стихает. По отчетам и торжественным усечениям ленточек – красиво. Но… Дьявол кроется в деталях.

В сентябре прошлого года главврач зеленоградской поликлиники №201 Екатерина Сваровски дала отповедь критикам оптимизации, заявив«…Реформа проводится в первую очередь в интересах москвичей. <…> Главная цель изменений – добиться, чтобы работа поликлиник в Москве стала предельно эффективной для жителей и удобной для медицинских работников».

Заметьте, высказалась на «Эхе Москвы» – ресурсе, куда по привычке еще ходят люди думающие, а не потребляющие. Дискуссии не получилось. Ну, там всякая «пятая колонна» набежала, злопыхатели. Стали рассказывать какие-то ужастики про «оптимизированные» больницы и поликлиники… В общем, «критиканы».

Я тогда промолчал и не хотел вообще реагировать на эту пропагандистскую штуковину. Намного интереснее с профессиональной точки зрения общаться с пациентами вверенного Екатерине Евгеньевне учреждения, доступность терапевтической помощи в котором самая низкая по Москве, согласно недавней официальной статистике ЕМИАС.
  
Последнее, что я сделаю в этой жизни – стану пациентом зеленоградских медиков. Но жизнь, все же, поставила меня в зависимость от них и дала прочувствовать каждый нюанс фразы реформатора Сваровски о «предельно эффективной для жителей и удобной для медицинских работников» системе.

Трамал (трамадол) – обезболивающий препарат начального уровня в системе поддержания онкологических больных.
Цепочка полномочий: онколог дает рекомендацию терапевту, тот пишет направление, работники сестринского поста выписывают рецепт, ставят на нем печати и штампы, дежурный терапевт подписывает. Пациент идет в аптеку и получает, хоть не так и много, но время жизни без боли.


Надо ли объяснять, что это время значит для больного в 4-й стадии?
Не знаю, кто придумал сестринские посты. Допускаю, что эта идея теоретиков реформы для оправдания сокращения десятков медсестер, которые раньше сидели в каждом терапевтическом кабинете и помогали врачу с писаниной, пока тот занимался пациентом. Конкретно этих придумщиков я хотел бы пригласить на 4-й этаж корпуса 2042 в Зеленограде. Не с инспекцией, а в качестве пациентов, чтоб они нам были здоровы. Дьявол, как уже говорилось, кроется в деталях.

Сестринский пост – это обычный кабинет, где ведут прием 1-2 медсестры. Их столы стоят у открытой двери, перед которой обязательно шумно толпятся около десятка пациентов. Да, и еще постоянно подходят люди в поиске анализов, номерков, с вопросами о расположении кабинетов и туалетов. В общем, советская провинциальная поликлиника, перенесенная машиной времени в интерьер XXI века.

Оценить тернистый путь бумажки строгой отчетности «рецепт» можно только пройдя его. Ведь, дьявол кроется…
Усталая (в 8 утра), затюканная толпящимися и кричащими пациентами, но упорно не закрывающая спасительную дверь кабинета медицинская сестра долго изучает карточку пациента. Берет документы и проходит 5-6 шагов до кабинета дежурного терапевта. Пациент слышит, что там происходит разговор на повышенных тонах. Сестра уходит. Еще минут через 15 выходит врач, громко извещает учреждение о том, что «не распечатывается» и вручает документы больному. Тот возвращается к медсестре, которая, ворча, снова идет к врачу. Разговор на повышенных тонах.

Пациент вырывает у них документы и идет к начальнику отделения (шагов 15 по коридору). Тот вежливо выслушивает. Изображает смущение. И начинает звонить то по одному номеру, то по другому. Суть переговоров – выяснить, кто из персонажей не хочет, а кто не может выписать рецепт. С трудом найдя взаимопонимание с абонентами, он посылает пациента к медсестре, чтобы та отдала документы терапевту.

Ремарка, если кто запутался: Действие происходит в пределах небольшого коридора. Медсестра, терапевт, начальник – все знают это лекарство и для чего оно выписывается. Рецепт является серьезным документом, не допускающим неточности и исправления. Два первых действующих лица спихивают 5-минутную работу друг на друга. Их начальник пытается эти женские разборки разрулить по телефону, не потрудившись приподняться с кресла.

Дальше. Ровно через 1 час 40 минут пациент получает рецепт и едет в аптеку. Там ему выдают рекламацию: на документе не хватает двух печатей, двух штампов и личной подписи врача.

Усталый пациент решает отложить на день вторую серию, чтобы вместе с потерей нервных клеток не лишиться еще и работы. Завтра на посту другая смена медсестер. После долгих расспросов и задумчивых пауз рецепт переписывается и обпечатывается согласно аптечной шпаргалке.

Снова аптека и текст: «Они там, в поликлинике, совсем ничего не соображают? Хотят нас под Наркоконтроль подставить?!». Оказывается, ни медсестры, ни врачи не смогли указать правильную дозировку препарата. Рецепт испорчен.

Здравствуй, поликлиника, опять. Гонимый не самыми добрыми мыслями, пациент идет сразу к замглавврача на 7-й этаж. Там его внимательно выслушивают, извиняются. Включают негодование, вызывают старшую медсестру. Строго приказывают подать объяснительную и в течение 5 минут оформить рецепт.

Надо отдать должное, дальше все происходит намного быстрее и тише. Уже успокаивающийся и даже улыбнувшийся пациент получает «золотую» бумажку. На счастье старшей медсестры и правоохранительных органов, он заглядывает на оборот бумажки «не отходя от кассы». А там опять не хватает штампа. После недолгих препирательств, старшая медсестра все же соглашается сделать 5 шагов до своего кабинета и (ура!) ставит печать.
Не спорю, «Одиссея» вышла больше похожей на сериал про Хацапетовку. Но этот театр абсурда должен был закончиться чем-то неожиданным Так оно и случилось. Буквально через пару часов после долгожданного получения лекарства, наш герой слышит по телевизору торжественные речи представителей Мосгорздрава о старте городской программы «Москва без боли». Совпадение.

«Цель проекта – поддержать пациентов, страдающих от боли, обеспечить гарантированное, своевременное и качественное лечение боли у пациентов столичных медицинских организаций, независимо от причины боли, ее особенности, силы и продолжительности», – говорит его инициатор – президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер.

Преклоняюсь перед Анной и ее деятельностью! Искренне желаю ей сил и терпения! И позволю себе предупредить о том, что поликлиника №201 в Зеленограде работает по системе «предельно эффективной для жителей и удобной для медицинских работников». Здесь всякие новомодные штучки про лечение боли не пройдут. Не до них. Нам бы дозировку лекарств научиться правильно писать и штампики ставить. Ведь, дьявол кроется в деталях…

Вадим Стравчинский, корреспондент "Зеленоград сегодня"
Новости
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ